Правление НП «ОПОРА» обсудило с представителями федеральной власти реализацию мер поддержки малого бизнеса в 2011 году
22 марта в Министерстве экономического развития РФ состоялось заседание Правления НП «ОПОРА».
В мероприятии приняли участие президент ОПОРЫ РОССИИ Сергей Борисов, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Наталья Ларионова, начальник Управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев, президент Международной методологической ассоциации Сергей Попов, вице-президент организации Владислав Корочкин исполнительный директор ОПОРЫ РОССИИ Виктор Климов, представители руководства НП «ОПОРА». Основными вопросами, вынесенными на повестку дня, стали: реализация государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства; проблемы существующей системы государственных закупок и пути ее реформирования; реализация форсайт-проекта ОПОРЫ РОССИИ «Малый и средний бизнес 2020-2040»; формирование единой национальной системы аккредитации. Открывая заседание, С. Борисов отметил, что предприниматели начали 2011 год в несколько пессимистичном настроении, поскольку «многие хорошие наработки омрачило решение по реформе ЕСН».
Вместе с тем, по словам президента ОПОРЫ, нельзя не замечать положительные моменты – к примеру, сокращение ряда функций министерств и ведомств. Выступая с докладом по первому вопросу, Н. Ларионова прокомментировала проблему реформы ЕСН. Глава профильного департамента сказала, что по этому вопросу сейчас идет серьезная дискуссия между МЭР, Минздравсоцразвития и Минфином, но объяснила, что не вправе раскрывать подробности этих переговоров. Н. Ларионова выделила основные направления программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Первым из них является поддержка инноваций в виде предоставления грантов начинающим инновационным компаниям. В настоящий момент программа предусматривает две формы грантовой поддержки: единовременный грант в размере 500 тысяч рублей, выплачиваемый после победы в конкурсе бизнес-планов по факту регистрации компании, и компенсация расходов, понесенных компанией на начальном этапе, – в этом случае размер гранта может достигать 5 млн рублей.
При этом среди главных проблем грантовой схемы представитель Минэкономразвития отметила отсутствие законодательного определения понятия «инновация». В настоящий момент оно нормативно определено лишь в Приказе Росстата №237 от 30.10.2009, который имеет узкую сферу применения и является лишь ведомственным нормативно-правовым актом. Подобная ситуация, по мнению Н. Ларионовой, нуждается в исправлении путем определения инновации на уровне федерального закона. Еще одним шагом в направлении развития инновационной сферы глава департамента считает создание экспертных советов, которые оценивали бы инновационность проектов. Вторым направлением поддержки является модернизация. В Минэкономразвития основным средством ее осуществления видят лизинг.
В настоящее время 80% лизинговых контрактов в России касается легковых автомобилей, но Н. Ларионова не согласна с этой ситуацией, поскольку предметом лизинга может быть и оборудование, необходимое для модернизации производства. Для развития этого направления Минэкономразвития предоставляет гранты лизингополучателям в размере до 1 млн рублей и субсидии лизингодателям на покрытие их расходов. Эти меры поддержки не касаются автотранспорта и сельскохозяйственного оборудования, поддержкой лизинга которого занимается ОАО «Росагролизинг». Третье направление деятельности МЭР в сфере поддержки МСП – развитие франчайзинга.
По мнению Н. Ларионовой, компания, являющаяся франчайзи крупной корпорации, зачастую имеет гораздо больше шансов на выживание, чем использующая собственную бизнес-модель, особенно в отдельных сферах деятельности. Помимо этих трех направлений, являющихся новыми для программы, МЭР планирует развивать и ставшие традиционными меры поддержки, включаемые в программу не первый год. К ним относится развитие микрофинансирования, где усилия министерства будут сосредоточены на увеличении капитализации микрофинансовых компаний; развитие региональных гарантийных фондов, чью капитализацию планируется довести как минимум до 300 млн рублей; а также продолжение поддержки венчурных фондов и фондов прямых инвестиций. Основную проблему, связанную с последними, представляет низкое качество инвестиционных программ, уверена Н. Ларионова. По ее мнению, одним из решений могло бы стать развитие консультационных услуг для малых и средних предприятий, претендующих на привлечение средств этих фондов. Однако в силу сложности контроля над оказанием консалтинговых услуг, эта сфера может стать крайне коррупционной.
В качестве эффективного механизма контроля Н. Ларионова предложила создание в регионах общественных советов, рассматривающих программы расходования этих средств, и подчеркнула роль общественных организаций предпринимателей, в частности, ОПОРЫ РОССИИ в формировании этих советов. Она также отметила успешный опыт участия Приморского отделения ОПОРЫ в создании консультационного центра по поддержке экспорта. Среди других направлений поддержки были выделены меры, направленные на создание бизнес-инкубаторов и технопарков, поддержка моногородов и внимание к Северному Кавказу, заключающееся в первую очередь в массовом обучении предпринимателей и поддержке микрофинансовых организаций. Экспертом по второму вопросу выступил представитель ФАС России М. Евраев. Свое выступление он начал с обзора позитивных изменений, привнесенных в российскую систему государственных закупок, регулируемую 94-ФЗ. Среди них он выделил переход на публикацию информации о госзакупках в интернете, введение ограничений на требования, которые заказчик может предъявлять к поставщикам, введение системы аукционов, в том числе электронных, появление процедуры административного обжалования в сжатые сроки. М. Евраев отметил, что сегодня 83% государственных закупок в стоимостном выражении осуществляется в рамках конкурентных процедур. Экономия бюджетных средств в этой сфере за последний год составила, по данным ФАС, более 1 триллиона рублей.
Преимущества 94-ФЗ представитель антимонопольного ведомства проиллюстрировал результатами анализа прозрачности госзакупок, осуществляемых субъектами, не подпадающими под его действие, - в частности, естественными монополиями и госкорпорациями. Это исследование показало, что конкурсную документацию специалистам ФАС удалось обнаружить лишь в 35% случаев, критерии отбора поставщиков – в 25%, а результаты – в 0%, то есть ни разу. Среди недостатков 94-ФЗ М. Евраев выделил отсутствие планирования госзакупок; непрофессионально составленные требования к качеству товаров и услуг, предъявляемые закупщиками; отсутствие ограничений на закупку товаров премиум-класса; непрозрачность формирования начальной цены контракта; слишком мягкая ответственность должностных лиц; проблемы на стадии исполнения контрактов (отсутствие инструментов влияния на недобросовестных заказчиков, избегающих оплаты выполненного контракта, асимметричные штрафные санкции, устанавливаемые в контрактах). Отдельно глава управления ФАС выделил сохранение конкурсов и запросов котировок, являющихся однозначно коррупционными механизмами госзакупок. По словам М. Евраева, в антимонопольной службе осознают эти недостатки и ведут работу по их устранению.
В частности, планируется сокращение количества закупщиков путем передачи функций осуществления закупок небольшими организациями крупным квалифицированным закупщикам, введение механизмов, обеспечивающих публичность формирования начальной цены контрактов, создание реестра поручителей и пересмотр принципов ведения реестра недобросовестных поставщиков (внесение в него сведений не только о компаниях, но и об их менеджменте). Также запланированы отказ от проведения запроса котировок и замена его «коротким» аукционом, разработка прозрачных критериев оценки заявок в рамках конкурсов при активном участии профессиональных сообществ и саморегулируемых организаций. Еще одним перспективным направлением улучшения системы госзакупок, по мнению ФАС, является введение механизма электронной подачи жалоб. М. Евраев прокомментировал ситуацию по обсуждению позиций ФАС и Минэкономразвития в связи с реформой госзаказа.
Представитель антимонопольной службы отметил, что ФАС предлагает придерживаться поступательного развития путем изменения 94-ФЗ, так как эта стратегия «доказала свою эффективность за последние 5 лет», в то время как концепция МЭР предлагает полный пересмотр всего нормативно-правового регулирования этой области. Члены Правления НП «ОПОРА» считают необходимым сохранить наработки и процедуры 94-ФЗ, при этом, по мнению организации, следует дополнить закон системой планирования и исполнения заказов, а также ввести мониторинг эффективности. О реализации форсайт-проекта ОПОРЫ РОССИИ «Малый и средний бизнес 2020-2040», в ходе которого будут выработаны возможные сценарии развития МСП в России, рассказал С. Попов. По его словам, одна из главных целей проекта – подготовка Дорожной карты, которая позволит дать ответ о возможных способах достижения заданных показателей. Результатом исследования станет появление развитой сети экспертов по предпринимательской тематике; формирование представления о проблемных и позитивных зонах для МСП в будущем; разработка новых схем кредитования малого бизнеса и др. По четвертому вопросу выступил В. Корочкин, обозначивший основные вопросы текущей ситуации с формированием единой национальной системы аккредитации в РФ.
Сообщение подготовлено по материалам Комитета по защите конкуренции и пресс-службы ОПОРЫ РОССИИ