Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

В законодательство о государственных закупках будут внесены поправки

В законодательство о государственных закупках будут внесены поправки

28 марта в Кремле состоялось совещание по вопросу исполнения поручений Президента. На мероприятии, состоявшемся в режиме видеоконференции, обсуждалось исполнение ряда поручений главы государства, в частности о разработке программы, позволяющей в режиме реального времени отслеживать выполнение поручений Президента, о повышении эффективности системы госзакупок, и о контроле за исполнением законодательства в области противодействия коррупции.

В ходе видеоконференции Дмитрий Медведев подписал Указ, которым вводится новый порядок исполнения поручений и указаний главы государства.

В совещании приняли участие главы ряда регионов, полномочные представители Президента, члены Правительства, руководители профильных министерств и ведомств.

Эльвира Набиуллина, Министр экономического развития доложила участникам совещания о работе над разработкой новой редакции закона о госзакупках:

- Минэкономразвития разработало концепцию с рабочим названием «О федеральной контрактной системе». И в отличие от действующего 94-го Закона мы предполагаем, регулировать весь цикл госсзакупок, начиная от прогнозирования и планирования, размещения закупок до контроля за исполнением контрактов. Предусматривается процедура формирования прогнозов и планов закупок. Предполагается публиковать эти прогнозные планы на специальном интернет-портале, с тем, чтобы эти планы стали и предметом общественного контроля, и позволяли выстраивать и планировать деятельность предпринимателям.

Также подразумевается сформировать типовые контракты, библиотеку типовых контрактов, обязательные процедуры обоснования начальных цен.

И, конечно, очень важный этап – это исполнение контракта. Здесь также предполагается существенно расширить прозрачность и публиковать информацию об исполнении контракта в доступных для анализа формах. Эта концепция проходит обсуждение в Правительстве. И у нас здесь нет спора о том, что нужно выстраивать федеральную контрактную систему. Есть пока ряд неурегулированных вопросов.

Среди них назову первый, это форма нормативной реализации этих подходов, нужно ли делать отдельный закон либо поправки в ряд законов. На мой взгляд, это вопрос скорее юридической техники, а не по существу, и думаю, что этот вопрос мы в ближайшее время решим.

Второй – это расширение способов размещения заказа и уход от нынешнего перекоса в сторону аукционов. Потому что на взгляд Минэкономразвития на негибкость нынешней системы, скудный набор инструментов не спасает от коррупции, и иногда даже контроль только за соблюдением процедуры может быть индульгенцией для недобросовестных участников.

Весь смысл закона в том, чтобы была ответственность за результаты и персональная ответственность, в том числе заказчиков. Должен быть сквозной общественный и профессиональный контроль за этими процедурами.

Кроме того, я хотела бы доложить, что с 1 января 2011 года начал работу общероссийский официальный сайт. Мы проходим сейчас трудный этап становления этого сайта, ведём работу совместно с регионами, Минфином, Федеральной антимонопольной службой.

Заканчивая свое выступление, Эльвира Набиуллина добавила, что 1 апреля доклад о проделанной работе будет направлен Президенту. И если основные положения будут одобрены, то до конца лета будут подготовлены конкретные поправки в законодательство о госзакупках.

О том, как работает общероссийский официальный сайт, участникам совещания и Президенту доложил Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев:

- С 1 января 2011 года вступили в силу некоторые новеллы законодательства о государственных закупках, которые обеспечили нормативно существование единого сайта государственных закупок, который был введён в действие именно с этой даты. Это означает, что, начиная с 1 января все государственные заказчики обязаны размещать оферты о государственных закупках на едином государственном сайте.

На этом сайте существует специальная поисковая система, которая позволяет в любой момент времени любому российскому предпринимателю с домашнего компьютера, равно любому гражданину Российской Федерации, по поисковой системе находить, где и какой орган государственной власти закупает тот или иной товар. Предпринимателю это чаще всего нужно для того, чтобы таким образом участвовать в соответствующих электронных аукционах.

Этот сайт, по сути, реализует конституционные принципы российского законодательства о едином экономическом пространстве. Более того, производитель, если он не найдёт соответствующей оферты по закупкам, например, оборудования либо другой продукции, которую производит, может оставить на поисковой системе соответствующий запрос. И если любой из российских заказчиков в любой момент времени выставит соответствующую оферту на закупку подобного или такого же оборудования, они получат об этом соответствующее электронное уведомление.

В общем, в настоящее время на площадках и на сайте уже зарегистрировано более 70 тысяч соответствующих компаний. На самом деле их число, таких компаний, уже подходит к 100 тысячам. Мы ожидаем значительно больший результат: к концу 2011 года – 300–500 тысяч соответствующих компаний. Соответственно, их конкуренция резко возрастёт.

Количество зарегистрированных заказчиков, по данным Федерального казначейства, уже около 200 тысяч. Всего электронных ключей выдано от 1,5 до 2 миллионов соответствующим представителям компаний. В целом, конечно, все эти инновационные механизмы, которые делают новый портал, электронные аукционы, – это один из крупнейших российских инновационных проектов.

Мне хотелось бы сказать, что сегодня проводится уже до пяти тысяч аукционов в день на пяти электронных площадках, и в целом, конечно, та прозрачность, которая стоит и в Национальном плане по борьбе с коррупцией, подписанном президентом, и в других нормативных документах, эта прозрачность сегодня существенным образом улучшена во всём деле размещения госзакупок.

Выслушав основные доклады по вопросу государственных закупок, Дмитрий Медведев подвел итог:

- В целом, конечно, электронные торги имеют и свои изъяны, как всякие механизмы, они могут использоваться иногда и во вред делу. Электронными торгами, как и некоторыми другими инструментами, наверное, можно манипулировать. Но всё-таки количество недостатков в электронных торгах применительно к условиям нашей жизни существенно меньше, чем количество достоинств.

Именно поэтому я считаю, что всё равно курс на повсеместное внедрение электронных торгов на федеральных площадках, на региональных площадках никакой альтернативы не имеет. Но это не означает, что, конечно, не могут применяться какие-то иные процедуры в рамках, установленных законом, там, где мы видим возможность их применения, включая и процедуру предварительной квалификации, о которой говорил губернатор, о чём говорило сейчас Правительство. Но нужно тогда строго дозировать и определить, когда завершаются электронные торги, когда можно какие-то другие процедуры использовать, потому что, очевидно, всё равно приоритет должны иметь именно электронные торги.

Малый бизнес. Надо создать такие условия, когда участие в электронных торгах и вообще в государственных процедурах для малого бизнеса будет гораздо менее обременительным. Потому что у нас вся система построена таким образом, что малый бизнес может войти в неё только ценой неимоверных издержек. Но если он уже туда может зайти, то это не малый бизнес, он должен перейти в другое качество, а эта система должна быть открытой, должна содержать минимальное количество ограничений, мер обеспечения. То есть здесь нужно учесть всё то, о чём говорят, для того, чтобы малый бизнес всё-таки у нас мог полноценно участвовать в системе государственных закупок, включая электронные торги.

Тема государственных закупок чрезвычайно важна, потому что в этой сфере вращаются гигантские деньги и, в конечном счёте, качество этой работы определяет и нашу конкурентоспособность, и инвестиционный климат, и определяет состояние коррупции в стране. Поэтому надо переходить к подготовке текста законопроекта.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости