Красноярская битва за энерготарифы: текущий счет +20%
1 января 2011 г. в России завершился первый этап реформирования электроэнергетики. Переходный период оказался провальным — предприятия региона перестали понимать, как формируются тарифы на электроэнергию и считают их рост неконтролируемым.
Власти Красноярского края готовят предложения по формированию энерготарифов. Чем в действительности закончатся энергетические обсуждения?
28 марта в Красноярске прошел круглый стол на тему «Энерготарифы: угрозы и перспективы для бизнеса». Председатель краевого союза промышленников и предпринимателей Михаил Васильев напрямую заявил о том, что даже крупные потребители, имеющие в штате соответствующих специалистов, не могут понять, как считаются тарифы. «Я не говорю уже о малых предприятиях, где должности главного энергетика не существует и понять формирование тарифов невозможно», — отметил г-н Васильев.
В конце 2010 г. зампредседателя региональной энергетической комиссии Красноярского края Алекcандр Ананьев заявил ДЕЛА.ru, что с 1 января 2011 г. государство прекращает регулировать тарифы для бизнеса по старой схеме. Конечная цена для бизнес-потребителя, по словам Ананьева, теперь будет зависеть не от решения РЭК, а от затрат всех участников цепочки (генерирующая компания, владелец передающих сетей и сбытовик) (см. подробнее «Энерготарифы для бизнеса рассчитает рынок»).
Уже в марте этого года министр промышленности и энергетики края Денис Пашков признал, что на различных предприятиях рост начислений за электроэнергию составил от 14% до 80%. Средний рост цен за энергоуслуги сложился на уровне 40% (см. подр. «Денис Пашков осудил реформу электроэнергетики»).
На круглом столе собралось более 120 человек: власть, бизнес и энергетические компании края. Как заявил Денис Пашков, сегодня складывается такая ситуация, когда фактической цены на электроэнергию для потребителей, как края, так и всей страны, нет:
«Это обусловлено в первую очередь отсутствием на федеральном уровне нормативно-правовых актов. 1 января 2011 г. закончен переходный этап реформирования электроэнергетики в РФ. Но мы видим, что создался правовой вакуум по вопросам применения тарифов для конечных потребителей, наблюдаем ситуацию неконтролируемого роста энерготарифов».
Министра поддержал Михаил Васильев, который отметил, что в результате реформы образовались 2 параллельные экономики: в одной процветают энергетические компании, в другой оказалась вся остальная экономика, которая не знает, чем платить зарплату, налоги, как оплачивать энергию.
Неоднократно во время обсуждения в том или ином виде возникала мысль, как развиваться краю, каким образом формировать пресловутый благоприятный инвестиционный климат, если экономика не знает, сколько стоит киловатт энергии.
Энергетики «отбивались» с помощью реалий рынка.
Так, директор филиала «МРСК Сибири» — ОАО «Красноярскэнерго» Олег Лукин сообщил о том, что в 2010 г. средний тариф на электроэнергию для конечного потребителя составлял 87,6 коп. за кВт/ч., а в 2011 г. — уже 139,5 коп. (рост 59%).
Эта информация вызвала бурную реакцию присутствующих. Однако ситуацию объяснила первый замгенерального директора ОАО «Красноярскэнергосбыт» Юлия Смирнова — по ее словам, сегодня электроэнергия покупается не на ГЭС напрямую, а на оптовом рынке, причем по максимальной цене.
Неразбериха с ценообразованием кому-то на руку, а кому-то приносит реальные убытки. Присутствовавший на круглом столе генеральный директор ОАО «Красноярский хлеб» Виталий Тычинин, заявил, что предприятие ежемесячно теряет до 2 млн руб. из-за повышенных энерготарифов.
«В связи со сложившейся ситуацией мы разрабатываем ряд мер по сокращению энергозатрат, в 2011 г. мы планируем снизить расходы на электроэнергию на 10%. Основное наше предложение — введение зонального тарифа: дневного и ночного», — заявил г-н Тычинин. После чего отметил, что предприятие готово даже поменять часть оборудования и запустить котельные, функционирующие на углях или евродровах.
Еще большую сумятицу вносят ценовые «пляски». «Региональная энергетическая комиссия устанавливает тариф только на передачу электроэнергии, остальные тарифы устанавливает ФСТ, — рассказывает Денис Пашков.
— Рынка сегодня как такого нет: круг игроков ограничен, маржинальный принцип ценообразования, когда на оптовом рынке электроэнергия продается по максимальной цене, ущемляет интересы потребителя. И в текущем году мы все довольно остро ощутим последствия такой политики. Рынок регулируемого тарифообразования перестал существовать. Так, если в декабре 2010 г. средняя стоимость электроэнергии составляла 52 коп. за кВт/ч, в январе 2011 г. — 60 коп., в феврале — еще больше, а в марте прогнозируется снова 50 коп. Какая стоимость будет дальше?».
Договориться о тарифах без соответствующих нормативных актов в федеральном законодательстве краевой власти, энергетикам и бизнесу крайне сложно. Тем не менее, промежуточное компромиссное решение все-таки было найдено — пока не будет сформирован окончательный пакет документов по вопросам тарифной политики на федеральном уровне, на территории края будет действовать следующая схема оплаты стоимости электроэнергии: тариф 2010 года +20%.
По итогам работы «круглого стола» также подготовлено обращение в адрес федеральных органов власти, без которых ситуацию не переломить. Как подчеркнул Михаил Васильев, всем субъектам РФ необходимо до мая представить в Правительство свои предложения по формированию тарифов на электроэнергию.