Президент посчитал меры, направленные на регулирование алкогольного рынка, недостаточными
Дмитрий Медведев направил Председателю Госдумы Борису Грызлову заключение на проект федерального закона №484412-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», принятый Государственной Думой в первом чтении 22 февраля 2011 года.
Из пояснительной записки к законопроекту следует, что законопроект разработан в соответствии с Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, которой предусматриваются снижение доступности алкоголя, включая пиво, и усиление ответственности участников алкогольного рынка, обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка. Одной из основных целей внесения предлагаемых законопроектом изменений является снижение масштабов потребления алкогольной продукции и пива, особенно среди молодёжи, а также профилактика алкоголизма в Российской Федерации.
Между тем дополнительные ограничения, которые способствовали бы усилению мер, принимаемых в этих целях, являются недостаточными. Так, законопроектом не предусматривается отмена нормы пункта 4 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Федеральный закон), в соответствии с которой разрешаются производство, поставка и розничная продажа питьевого этилового спирта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что не согласуется с целями, заявленными в пояснительной записке к законопроекту.
Также недостаточно расширены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования и контроля розничной продажи алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в отношении предоставления им права устанавливать полный запрет продажи этой продукции на территориях субъектов Российской Федерации.
Требуют дополнительной проработки положения законопроекта, касающиеся уточнения определений понятий «места массового скопления граждан», «места нахождения источников повышенной опасности», «общественные места». Кроме того, представляется необходимым включить определение понятия «норма минимального использования мощностей по производству этилового спирта».
Также необходимо уточнить определение понятия «напитки, изготавливаемые на основе пива», устанавливаемое законопроектом. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что, по данным ФНС России, в крепкие сорта пива при производстве добавляется этиловый спирт. В соответствии с законопроектом такая продукция будет относиться к напиткам, изготавливаемым на основе пива. Вместе с тем в определении понятия этих напитков устанавливается предельное содержание этилового спирта в объёме готовой продукции до 7 процентов. При этом не учитываются положения статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым к «крепким сортам пива» (как указано в пояснительной записке) можно отнести пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объёмной доли этилового спирта свыше 8,6 процента. Таким образом, неясно, как будут регулироваться отношения, связанные с производством и оборотом пищевой продукции, изготавливаемой на основе пива с добавлением этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта 7 (и более) процентов в объёме готовой продукции.