Ленинградская ОПОРА провела круглый стол по проблемам исполнения природоохранного законодательства
31 марта Ленинградская ОПОРА провела круглый стол по теме «Проблемы исполнения природоохранного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями».
В работе круглого стола приняли участие представители Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, представители органов исполнительной власти Ленинградской области, общественные организации и предпринимательские сообщества.
К участию в мероприятии также были приглашены представители Департамента Росприроднадзора по СЗФО. Однако в последний момент ведомство отказалось от участия в мероприятии, и по мнению членов областной ОПОРЫ, тем самым - от диалога с предпринимателя. На круглом столе обсуждались наиболее острые вопросы в области природоохранной деятельности, в том числе: нормирование и администрирование в области обращения с отходами, паспортизация отходов 1-4 классов опасности, формирование административных регламентов службы Росприроднадзора, взаимодействие органов исполнительной власти Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному Федеральному округу с субъектами малого и среднего бизнеса, природопользователями и гражданами РФ. По сведениям Ленинградского отделения ОПОРЫ РОССИИ, предприниматели, занимающиеся экологическим проектированием, уже полгода вынуждены круглосуточно стоять в очереди на сдачу документов, так как свою отчетность предприятия обязаны сдать в срок, иначе они будут оштрафованы.
Прием документов ведется в неприспособленном для этого, узком и душном помещении. При этом отдел нормирования принимает документы всего 12 часов в неделю, а сдать документы необходимо сотням предпринимателям. Помимо этого, предприятия малого и среднего предпринимательства должны представлять на рассмотрение Департамента отчеты в уведомительной форме до 15 января, а Программа, по которой должны быть представлены отчеты, в этом году была опубликована на сайте только 11 января. Так из 4000 предприятий, представивших отчеты, согласованы уведомления только 1000 предприятий. До сих пор остается открытым вопрос, в каком нормативно-правовом документе прописано согласование отчетов-уведомлений? Это только один из многих вопросов, озвученных на круглом столе, ответ на который хотели получить предприниматели от сотрудников Росприроднадзора по СЗФО.
Отдельной темой обсуждения стали вопросы антимонопольного законодательства в сфере природопользования. Так на сегодняшний день, ввиду огромного количества отказов (в том числе и повторных) по согласованию нормативной документации, а также трудностей при сдаче проектов на согласование в Росприроднадзор создаются все условия для направления этих проектов в ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по СЗФО» с целью предварительного рассмотрения. ЦЛАТИ классифицируют это как «Экспертиза проектов». Также такая ситуация провоцирует природопользователей обращаться за разработкой нормативной документации непосредственно в ЦЛАТИ. ФАС России однажды уже предписала Ростехнадзору исключить из Уставов ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений» (ФГУ ЦЛАТИ») по федеральным округам следующие виды деятельности: - подготовка материалов обоснования для выдачи разрешений на выбросы, сбросы, загрязняющих веществ, размещение отходов на соответствующих территориях; - разработка нормативов допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов образования отходов и лимитов на размещение, допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду; обоснование лимитов природопользования; и др.
При этом, пройдя перерегистрацию, эта организация продолжила свою деятельность в СЗФО. Помимо этого, по информации, размещенной на официальном сайте ЦЛАТИ, у них есть возможность «получать на руки установленные (утвержденные) Нормативы и соответствующее Разрешение или отказ в утверждении Нормативов и в выдаче соответствующего Разрешения», в то время, как остальным организациям-проектировщикам такая возможность не предоставлена. По итогам круглого стола был принят проект резолюции с предложениями по внесению необходимых изменений в профильные законодательные акты, а также о передаче документов и жалоб предпринимателей в органы прокуратуры и Федеральной антимонопольной службы.