Очевидных показаний для ужесточения норм госконтроля на потребительском рынке в сфере мелкой розницы сегодня нет - ОПОРА
1 апреля вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Владислав Корочкин принял участие в заседании Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор, Служба). Главным на повестку дня был вынесен вопрос: «Об организации санитарно-эпидемиологического надзора за предприятиями мелкорозничной торговли и малыми предприятиями общественного питания». Выступление представителя ОПОРЫ было посвящено анализу предложений ведомства по внесению изменений в законодательство с целью повышения эффективности надзорных мероприятий для обеспечения эффективной охраны здоровья и жизни граждан. В. Корочкин отметил конструктивный тон дискуссии и четкое понимание руководства Службы необходимости поддержки малых торговых форм в торговле и общественном питании для успешного развития всех видов малого бизнеса в целом, в том числе с помощью облегченных условий его начала и ведения. Он констатировал, что «большая часть предложений вполне разумны и носят рекомендательный характер».
В то же время, по мнению представителя ОПОРЫ, в этой работе есть необходимость учесть общую политику государства в отношении предпринимательской деятельности в рамках продолжающейся в стране административной реформы. В частности, 24 марта 2011 года, в рамках обсуждения концепции реформы на период с 2011 по 2013 гг., Правительством РФ была поставлена цель увеличить число видов предпринимательской деятельности в рамках уведомительного порядка с 13 до 20, а работ и услуг - с 61 до 69. Кроме того, общесистемные меры совершенствования госуправления включают в себя такие направления, как: совершенствования механизмов лицензирования; развитие системы аккредитации; оптимизация контрольно-надзорной деятельности и расширение использования уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности для допуска большего числа МСП на рынок.
В области технического регулирования запланировано продолжение замены сертификации декларированием соответствия. Для сравнения, если раньше сертификации подлежало 78% всей продукции и декларированию лишь 22%, то в соответствии с принятыми решениями сегодня это 46%. «И поставлена цель снизить ее до цифр, приближенных к Европейскому опыту – примерно до 23% от всей номенклатуры продукции», - отметил вице-президент ОПОРЫ по админреформе и техрегулированию. Что касается предложений Роспотребнадзора в законодательство, то, по мнению В. Корочкина, большинство из них вполне вписываются в нормы уже действующего законодательства.
При этом особого внимания, считает он, заслуживает факт отсутствия какой-либо отрицательной тенденции в деятельности торговых МСП в связи с введением в действие норм 294-ФЗ. Так, по данным Роспотребнадзора, «доля вспышек острых кишечных инфекций, «связанных с реализацией пищевого пути передачи инфекции», составила в среднем 59% «за период с 2002 по 2009» год…. В 2005 году «доля вспышек, связанных с пищевым фактором передачи инфекции», составляла 56,2 %, в 2006 – 69,6 %. При этом «вспышки, связанные с пищеблоками учреждений» (то есть никак не связанные с объектами розничной торговли) занимают 79%, заметил В. Корочкин. При сопоставлении приведенных данных с данными 2006 года не выявляется никакой отрицательной динамики. Этот факт подтвердили и выступления руководителей территориальных органов Роспотребнадзора Санкт-Петербурга и Воронежа.
По утверждению главы Воронежского управления ведомства Михаила Чубирко, санитарно-эпидемиологическая ситуация на торговых объектах малого бизнеса лучше, чем в торговых сетях. Цифры за 2010 год дают связь со вспышками заболеваний «производства пищевых продуктов и предприятий общественного питания» всего 14,4 %, а именно – 15 случаев на всю Россию (данные ведомства: «специалистами Роспотребнадзора в 2010 году проверено 24 087 предприятий мелкорозничной торговли»). Кроме того, по мнению В. Корочкина, «граждане-жалобщики вполне эффективно выявляют нарушения действующего законодательства, и «народная прокуратура» оказывается способной превосходно направлять в нужное русло «внеплановую» часть контрольно-надзорной активности федерального органа».
Также в качестве основной проблемы в проведении контроля ведомство заявляет «трудности» осуществления плановых проверок по причине того, что ряд факторов («сезонность» некоторых видов предпринимательской деятельности, смена арендуемых помещение, частая перерегистрация малых предприятий и т.п.) «неизбежно ведет к росту жалоб со стороны населения». Однако сам по себе факт жалобы – уже один из основных поводов для проведения внеплановой проверки, причем без необходимости согласования с прокуратурой, а значит «универсальный» способ воздействия на все виды предпринимательской деятельности. Возможно, ОПОРА совместно с Роспотребнадзором могли бы предложить необходимые изменения в 294-ФЗ по поводу регламента начала и проведения такого рода мероприятий, предложил вице-президент организации.
Отдельно в своем докладе Владислав Корочкин остановился на теме ярмарочной торговли и «мобильного» бизнеса. Чувствуя заинтересованное участие со стороны участников Коллегии к идее более широкого развития ярмарок местных производителей – т.н. «ярмарок выходного дня», - представитель ОПОРЫ предложил, во-первых, рассмотреть целесообразность прописать в профильном законодательстве не только эти ярмарки, но и т.н. «ярмарки не-выходного дня», то есть те, что проводятся в ряде муниципальных образований практически ежедневно. Во-вторых, по мнению В. Корочкина, необходимо совместными усилиями Службы и ОПОРЫ подготовить нормативные правовые документы для программы «Мобильный бизнес», которая в настоящий момент реализуется ОПОРОЙ при поддержке Сбербанка. Такой подход к регулированию этой сферы деятельности может способствовать снятию основных рисков при ведении такого вида бизнеса, имеющего выраженную социальную направленность, считает вице-президент ОПОРЫ.
В завершение своего доклада Владислав Корочкин представил основные аспекты позиции региональных отделений организации МСП. Согласно консолидированному мнению представителей организации, ОПОРА согласна с необходимостью практической «донастройки» и регламентации федерального законодательства в частности уточнения порядка согласования с прокуратурой проверок по жалобам потребителей. В то же время, ОПОРА не видит причин включать в Решение Коллегии пункты об его ужесточении по сравнению с текущей ситуацией. «По крайней мере каких-либо объективных данных, подтверждающих такую необходимость, на сегодня очевидно нет», - заключил вице-президент ОПОРЫ.