Собственность Красноярского края: Нести тяжело — бросить не жалко
31 марта на сессии Заксобрания края депутаты обсуждали, какое государственное имущество перестанет быть таковым и будет в ближайшее время приватизировано.
В конце 2010 г. в послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев сообщил, что государство должно перестать быть собственником «заводов, газет, пароходов» и избавиться от активов, которые не являются «необходимыми для осуществления государственных и муниципальных полномочий».
Тогда все почему-то сосредоточились на «газетах» (бурно обсуждалась судьба государственных СМИ и сама возможность их дальнейшего существования), а вот две других составляющих «триады» такого внимания не удостоились. Но это дело поправимое: еще 10 марта губернатор края Лев Кузнецов сформулировал основные принципы, по которым будут реализоваться положения президентского послания в регионе, а 31-го, на сессии ЗС, его заместитель Виктор Томенко рассказал, какие именно предприятия окажутся среди «кандидатов на выбывание».
Сейчас в собственности края находятся 40 акционерных обществ, 11 725 объектов недвижимости; кроме того, на территории региона работают 77 государственных предприятий. Собственно, от всего этого богатства краю и придется постепенно избавиться, чтобы выполнить высочайшее пожелание. Вопрос лишь в сроках и приоритетах.
Так, абсолютная ясность на сегодня существует лишь в отношении 8 акционерных обществ, которые сейчас или вовсе не работают, или находятся на стадии внешнего управления. С ними край распрощается в первую очередь, окончательно и бесповоротно. Оставить в краевой собственности планируется от 11 до 15 компаний. Как быть с остальными — предмет для серьезного обсуждения.
«Остальные» — это, по выражению Виктора Томенко, прежде всего предприятия, которые либо являются «социально значимыми, либо оказывают серьезное влияние на жизнь в Красноярском крае». К ним, например, относятся Красноярский технопарк, Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, ОАО «Корпорация-2020», проектный институт «Красноярскгражданпроект» и некоторые другие.
Отложено окончательное решение относительно тех компаний, в которых в настоящее время реализуются масштабные государственные инвестиционные программы — речь, в частности, идет о племзаводе «Шуваевском» и ПИК «Офсет».
С одной стороны, проекты и сами по себе перспективные — жалко от них отказываться, с другой — в результате их успешного осуществления акции, сейчас принадлежащие государству, станут дороже.
И, наконец, замгубернатора признался, что пока не знает, что делать с компаниями, технологически связанными сразу со многими предприятиями региона, — к их числу принадлежит, например, красноярский завод цветных металлов. Все эти случаи, по мнению Виктора Томенко, требуют проведения серьезных консультаций и всестороннего обсуждения, чтобы в итоге все-таки принять решения, «соответствующие положениям послания президента».
Что касается государственных учреждений, объектов недвижимости и предприятий дорожной отрасли, то тут все оказалось очевидно: депутаты без особых дискуссий решили, что государство должно либо ускоренными темпами от них избавляться, либо более эффективно использовать такого рода активы.
В частности, ситуацию, когда край безвозмездно передает в федеральную собственность недвижимость, которая затем сдается в аренду частным структурам, а краевые госучреждения в это же время сами вынуждены арендовать площади у частников, депутаты единодушно охарактеризовали как абсурдную.
«Я считаю, что все государственные „непрофильные активы“ действительно должны быть проданы, и как можно скорее, — рассказал ДЕЛА.ru депутат Заксобрания края Владислав Королев. — Более того, я бы расширил список объектов, подлежащих приватизации, представленный г-ом Томенко. Давайте признаемся честно: государство — неэффективный собственник. А мы сейчас живем согласно известной пословице: чемодан без ручки нести тяжело, а бросить жалко.
Во многие предприятия государство вкладывает серьезные деньги, а результата — ноль. Не лучше ли продать их успешному хозяину, который заставит эти организации работать, создаст новые рабочие места, станет новым налогоплательщиком? Приватизация этих объектов, безусловно, должна происходить поэтапно, но и затягивать с этим я бы не стал: в условиях перманентного дефицита краевого бюджета продажа таких активов стала бы для региона хорошим подспорьем. Считаю, в течение 2011-2012 гг. этот вопрос должен быть решен».
Что касается «социально значимых» предприятий, то они, по мнению г-на Королева, как правило, и не требуют особых затрат: «Скажем, расходы на содержание агентства по поддержке малого бизнеса минимальны: оно выступает как микрозаймовая организация — посредник, помогающий предпринимателям с получением кредитов.
В общем-то, это самодостаточная структура — во всяком случае, его работа не требует вложения сотен миллионов государственных рублей, в отличие от некоторых проектов, названных на сессии „перспективными“. Кроме того, агентство как раз выполняет государственную задачу — создает благоприятные условия для работы бизнеса. А когда наша банковская система будет более вменяемой, а кредиты для бизнеса — доступными, необходимость в подобном предприятии отпадет сама собой».
Кстати, как рассказал Владислав Королев, краевые парламентарии в определенном смысле опередили федеральных: не столь давно вступил в силу краевой закон «Об управлении государственной собственностью». Работа над ним началась еще три года назад, однако в нем содержатся положения, по сути близкие тем, что были изложены в президентском послании.
Есть в нем и «краевое ноу-хау»: создание института независимых директоров и выведение чиновников из управления госсобственностью. Кроме того, в приложении к закону перечислены предприятия, по выражению г-на Королева, «представляющие социальный интерес и несущие ответственность перед жителями края». Предполагается, что, в свою очередь, государство несет ответственность за них и, так или иначе, оставляет за собой контроль деятельности таких организаций.
Однако, по заявлению, сделанному Виктором Томенко на сессии ЗС, список этот «с учетом федеральной политики» должен быть обсужден и пересмотрен. Те же агентство по поддержке бизнеса или технопарк, не исключено, этот перечень покинут. Спикер Заксобрания Александр Усс обозначил свою позицию по этому поводу так: «Не приватизировать только то, что невозможно приватизировать». Вопрос — по каким критериям будут определяться «можно» и «нельзя».
«Считаю, что приватизация структур, призванных поддерживать малый бизнес, в частности бизнес-инкубатора, на данный момент проблематична, — рассказал ДЕЛА.ru Николай Колпаков, директор Красноярского инновационно-технического бизнес-инкубатора.
— Сегодня в основном государство и поддерживает малые предприятия, работающие в инновационных сферах, именно оно сегодня „толкает“ инновации вперед и целенаправленно создает условия для развития инновационных предприятий. К сожалению, для бизнеса в традиционном его понимании инновации пока недостаточно интересны. Поэтому, если бизнес-инкубатор перейдет в частные руки, то наверняка сменит свою ориентированность и будет перепрофилирован. Так что сейчас обсуждать возможность приватизации такого учреждения, как наше, явно преждевременно».
По мнению Вячеслава Полищука, директора по развитию ОАО «Корпорация 2020», для ряда структур оптимальным решением стала бы не смена собственника, а привлечение специалистов (управленцев в том числе) на основе аутсорсинга: «Разгосударствление „Корпорации 2020“ началось, по сути, сразу после ее создания. Процесс приватизации был завершен в 2010 г. — начиная с этого времени компания является открытым акционерным обществом со 100%-ным участием краевого правительства, что абсолютно логично с учетом того, какие задачи стоят перед организацией.
Считаю, что более активное использование возможностей аутсорсинга, в том числе и с применением конкурсных процедур, — это разумный и необходимый компромисс, и не только для нашей компании, но и для многих других. Речь в данном случае идет о большей управленческой и экономической эффективности и в то же время о следовании неким базовым принципам работы предприятия».
Вариантов, в общем, масса. Поводов для дальнейших обсуждений — тоже. Они, очевидно, продолжатся в мае: именно к этому сроку депутаты ЗС ждут конкретных предложений по приватизации госимущества от правительства края.
...Ну а о газетах на этот раз так никто и не вспомнил.