Торговые сети из других регионов помогут снизить цены в Алтайском крае
Как известно, чтобы обуздать цены на продукты питания в 2010 году, в пиковые моменты на местные магазины "натравливали" "Народный контроль", связывали торговцев обязательствами в рамках специальных соглашений, а на заседаниях в краевой администрации неоднократно обсуждалась необходимость исключения из товарных цепочек "лишних" поставщиков.
Наталья Лаут,руководитель проекта "Фрэш" "ТД „Аникс”", объясняет, что снижения цен на фрукты и овощи компания добивалась за счет заключения прямых контрактов с производителями. "Если раньше мы покупали товар у оптовиков, в частности в Новосибирске, то два года назад, с момента начала реализации проекта, сами стали заниматься закупом. Таким образом, нам удается сократить цепочку посредников, а стало быть, выиграть в цене", – поясняет собеседница.
"Аникс" имеет контракты с компаниями из Санкт-Петербурга, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Китая, Израиля, Голландии. Заключен договор с Эквадором по поставке бананов. Как сообщила Наталья Лаут, эта продукция по-прежнему будет доставляться через Санкт-Петербург. Но за счет отказа от автотранспортной доставки в пользу железной дороги удастся дополнительно снизить цену бананов с 46,33 рубля до 42,33 рубля за кг.
Позднее в компании всерьез задумались над тем, чтобы еще в большей степени снизить цены за счет совместных поставок с другими сетями, увеличив таким образом объем заказа, что позволит получить дополнительную скидку. "Цена лука от производителя в Казахстане в таком случае составит 14,5 рубля за кг, капусты, картофеля, моркови и свеклы – 9,34 рубля за кг", – говорит г-жа Лаут. Генеральный директор "Федерального закупочного союза"Леонид Абаюшкинуверен, что такой формат сотрудничества не только позволит снизить цены, но и даст возможность небольшим сетям конкурировать с крупными компаниями, что пойдет на пользу покупателям.
В то же время Денис Дьяков,коммерческий директор сети "Мария-Ра", не уверен, что подобные объединения жизнеспособны. "В России есть несколько примеров объединения сетей для совместных закупок, но они, по моему мнению, пока не являются эффективными, поскольку спрос в отдельных регионах нашей большой страны достаточно специфичен и в значительной степени определяется привычкой покупать товары местных производителей", – прокомментировал г-н Дьяков. Он также отметил, что пока подобное объединение возможно максимум в рамках одного федерального округа. Однако это так же не даст ожидаемого эффекта по нескольким причинам. Неминуемо возникнет ситуация, при которой федеральные производители подобному союзу в силу мелких объемов закупок станут просто не по зубам, а региональные не будут интересны всем участникам в силу специфики потребления.
Конкретная дата создания "Сибирского закупочного союза" на "Форуме поставщиков и ритейла-2011" названа не была. Сейчас "Аникс" ведет индивидуальные переговоры с сетями. И уже заключил два договора с красноярскими компаниями.
Минусы закупочного союза
Денис Дьяков,
коммерческий директор сети "Мария-Ра":
Объединение не позволит значительно увеличить объемы закупок. Крупные региональные сети уже работают в большинстве населенных пунктов региона и активно конкурируют между собой. Пытаться объединять усилия смогут только мелкие локальные сети, что едва ли будет серьезным аргументом для большинства поставщиков.
Специфика спроса приведет к разногласиям, а также серьезно сузит фронт работы закупщиков. Если взять, к примеру, Красноярск и Алтайский край, то объединение будет проходить тяжело, так как доля локальных поставщиков достаточно весома.
Для эффективного объединения нужна возможность централизовать закупки и поставки. Закупочный союз должен иметь мощный распределительный центр, чтобы получать прямые отгрузки от производителей, а в дальнейшем распределять товары по региональным складам. В противном случае закупщики столкнутся с необходимостью дополнительно согласовывать коммерческие условия с несколькими дистрибьюторами, закрепленными производителем за каждой из территорий. При этом достаточно трудно будет убедить крупных производителей поступиться интересами их региональных партнеров, которые являются основой дистрибуции на вверенной территории, так как часть объема данной продукции будет проходить мимо них из соседнего региона.