Красноярские ларьки регламентируют
В мае в Красноярске будет принят регламент, определяющий порядок установки в городе торговых павильонов. Уже сейчас в краевом центре ежегодно сносят порядка 700 «нелегальных» ларьков, и это, очевидно, только начало.
Собственно говоря, подобные изменения коснутся не только Красноярска. В марте вышло распоряжение краевого правительства, предписывающее разработать схемы размещения нестационарных торговых объектов (павильонов, ларьков и т. д.) во всех городах региона. Действие документа не распространяется на торговые точки, находящиеся на территории розничных рынков. В остальном регламент должен содержать описание типов нестационарных объектов, их адреса, занимаемую ими площадь, виды реализуемой продукции, период, в течение которого они будут располагаться по указанному адресу.
При разработке схемы должны учитываться архитектурные, градостроительные, пожарные, санитарные, экологические нормы, проекты планировки и благоустройства муниципального образования. Павильоны и ларьки, строительство которых было начато до утверждения документа, включаются в схему, только если они были установлены без нарушения законодательства.
11 апреля на встрече с предпринимателями мэр города Петр Пимашков заявил, что подобная схема в Красноярске появится уже в мае.
«Разработка такого документа действительно необходима, — рассказал ДЕЛА.ru пресс-секретарь главы города Денис Кашин. — Сегодня четко не прописано взаимодействие ведомств, выдающих разрешения на строительство временных сооружений; не определены те, кто несет ответственность за принятие подобных решений. В итоге этим вопросом сейчас занимаются и районные администрации, и управление архитектуры, а потому нередко возникают разного рода «пересечения» и недовольство как со стороны жителей города, так и со стороны предпринимателей, которые жалуются на то, что кому-то строительство павильона разрешили, а кому-то нет, причем по непонятным основаниям. Чтобы эти моменты снять, глава города и поставил задачу выработать правила, во-первых, понятные для всех, а во-вторых, делающие процесс упорядоченным и открытым».
При этом, по словам г-на Кашина, введение регламента не означает сокращения числа павильонов. Если требования предпринимателя законны, а строительство объекта не нарушает ничьих интересов (напомним, в частности: сейчас решение о размещении павильонов вблизи жилых домов должно согласовываться с управляющей компанией или ТСЖ) — никто не имеет права ему отказать. Должно уменьшиться количество неправомерно установленных строений. Сегодня же, с отсутствием регулирующих документов, владельцы нелегальных ларьков знают, что их снос возможен только через суд, это процесс очень долгий. А принятие регламентов в этой сфере позволит изначально обозначить «правила игры».
Самым недавним и характерным примером «игры не по правилам» стал скандал с ларьками на улице Шахтеров. В начале апреля трем сотрудникам администрации Центрального района был объявлен выговор, а один специалист был уволен за выдачу разрешения на установку павильона рядом с проезжей частью. Результаты служебной проверки, показавшие, что районная администрация разрешала установку объекта другого типа, в другом месте и вообще одного, а не двух (а предприниматель—владелец ларьков действовал вопреки выданному ему разрешению), мэра не убедили. «Мы должны учитывать все факторы при строительстве любых объектов в городе, независимо от их размеров», — сказал он.
Кстати, о факторах, которые необходимо учитывать. Один из пунктов распоряжения краевого правительства гласит: собственниками не менее чем 60% предусмотренных схемой нестационарных объектов должны быть субъекты малого бизнеса. Но далеко не все предприниматели считают это очередной мерой поддержки их интересов.
«Я считаю, что правильнее было бы вовсе запретить ларьки и павильоны, — рассказал ДЕЛА.ru председатель правления краевой общественной организации «Поддержка малого бизнеса» Александр Ворошилов. — Мы за это боремся уже лет десять, и Пимашкову об этом писали. О какой защите прав малого бизнеса может в данном случае идти речь, если собственник павильона, получив разрешение на его установку, тут же сдает его в аренду по бог знает какой цене. Или вот случай с павильонами на Шахтеров — очень ведь характерный пример! И этот процесс никакими регламентами не ограничишь и не отследишь. Реальная помощь малому бизнесу могла бы состоять, например, в развитии уличной торговли — с прицепов, временных лотков, через организацию ярмарок и т. д.».
Как бы там ни было, а регламенты, подобные тем, что только планируется принять в Красноярске, действуют сегодня во многих российских городах. Глава города заявил, что и наш город нужно «приводить в порядок», с тем чтобы через пять лет он вошел «в десятку самых благоустроенных городов России, а к 2020 г. — в пятерку».