Почему доходы населения несопоставимы с зарплатой чиновника
Быть российским чиновником по-прежнему престижно и выгодно, поскольку доход госслужащего может в разы превышать среднемесячные зарплаты рядовых граждан. Однако нормальной такую ситуацию считать нельзя. К таким выводам пришли аналитики компании "ФБК", составившие рейтинг регионов по "оторванности" чиновников от народа. В Алтайском крае официальная зарплата служащих органов исполнительной власти субъекта Федерации ровно в два раза выше среднемесячного показателя. И это — большой разрыв.
Хотите получать больше?
Аналитическая компания "ФБК" впервые составила подобный рейтинг. В его основу легли данные Росстата за 2010 год по двум показателям — средней зарплаты чиновников, относящихся к исполнительной власти субъекта Федерации, и средней зарплаты в регионе. Полученные результаты несколько удивили аналитиков. В 66 российских регионах зарплата чиновников оказалась выше региональной в полтора и более раз. А усредненные показатели вышли такими: зарплата чиновника — 37 440 рублей, зарплата в целом по стране — 22 684 рубля, коэффициент "оторванности" — 1,65 (или на 65%).
Авторы исследования подчеркивают, что опирались исключительно на официальные статистические цифры. Исходя из этого к рейтингу, конечно, можно слегка "придраться", поскольку он учитывает только белую зарплату, а не все доходы граждан, остающиеся зачастую в тени. Например, никто не заглядывал в кошельки многочисленным рантье, которые сдают квартиры под наем. Непонятно, как мерить доходы владельцев ЛПХ или даже индивидуальных предпринимателей, работающих на ЕНВД. К ним понятие "ежемесячная зарплата" вообще неприменимо.
Однако если учитывать, что у чиновников тоже имеются свои теневые доходы, можно сделать вывод, что основная тенденция "оторванности" справедлива. К тому же служащие официально получают различные премии, им компенсируется часть отпуска, они могут получать доплаты за научные звания и т. д.
Москва и москвичи
В "ФБК" отмечают, что ни в одном регионе России современный чиновник не получает зарплату меньше, чем среднестатистический гражданин. "Такая финансовая "оторванность" от народа представляется нам достаточно значительной, — говорит директор департамента стратегического анализа "ФБК" Игорь Николаев.— В развитых странах чиновники также, как правило, получают зарплату выше средней. Но практически нигде нет такого превышения, как в России".
При этом авторы рейтинга подчеркивают, что не ставили цель показать исключительно высокие зарплаты чиновников. "Мы не имеем в виду, что они много зарабатывают, — говорит г-н Николаев. — Понятно, что управленческий труд людей с высшим образованием должен и оплачиваться выше. Пусть они хоть по миллиону в месяц получают. Но это должно адекватно коррелировать с доходами всего населения".
Также г-ну Николаеву показались любопытными данные по Москве. Она занимает почетное последнее место в рейтинге — столичные чиновники наиболее приближены к народу, поскольку их зарплата выше средней всего на 9%. "Это опровергает известное мнение о "зарвавшихся" московских чиновниках, — комментирует г-н Николаев. — Такие цифры можно объяснить в том числе тем, что именно в Москве сосредоточены офисы ведущих российских и международных компаний, работники которых получают высокие зарплаты".
На душу населения
Юрий Проскурин работает сегодня "экономическим" заместителем главы администрации Павловского района, а несколько лет назад он был бизнесменом. Разницу в зарплатах ощущает, но не придает этому первостепенного значения. "Работа в коммерческих структурах приносила разный доход. Когда больше, когда меньше, — говорит г-н Проскурин. — На муниципальной работе доход фиксированный. И он не сильно зависит от твоей, грубо говоря, "оборотистости" или умения превратить организаторский талант в деньги. Но для меня это не определяющий фактор. Я перешел на муниципальную службу, потому что мне такая работа нравится".
Директор региональной программы Независимого института социального прогнозирования Наталья Зубаревич полагает, что рейтинг "ФБК" в большей степени определяет "среднюю температуру по больнице". При этом результаты Алтайского края вполне объяснимы. "В любом аграрном регионе зарплата чиновников будет по определению выше, — отмечает она. — И это нормально, поскольку значительная часть населения проживает в сельской местности, где заработки ниже, но зато больше возможностей скрыть свой реальный доход. Чем сильнее проявляется аграрная специфика региона, тем сильнее разрыв в зарплатах".
Г-жа Зубаревич полагает, что для объективности рейтинга необходимо расширить перечень критериев оценки. В качестве таковых она предлагает динамику ВРП, динамику численности чиновников в регионе, затраты на их содержание и т. д. "В России есть регионы, где в администрации собраны компактные команды профессионалов. Они больше и эффективнее работают. Но они и зарабатывают больше", — отмечает эксперт.
Разрыв сохранится
Fitch Ratings в момент присвоения Алтайскому краю долгосрочного инвестиционного рейтинга (сентябрь 2009 года, в начале кризиса) дал интересную оценку состояния ВРП региона. "Показатель валового регионального продукта на душу населения составлял 68% от медианного значения российских регионов. Эти факторы объясняют относительно небольшой объем налогооблагаемой базы края: его бюджетная обеспеченность в 2009 году составляет 60% от среднего уровня в российских регионах, и он в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального центра", — отмечали в агентстве.
В посткризисный период ВРП Алтайского края переживал свои падения и взлеты (см. таблицу). Но все последние годы региональные власти неизменно декларируют политику повышения белой зарплаты. Среди основных инструментов — трехстороннее соглашение о социально-экономическом сотрудничестве между работодателями, профсоюзами и краевой администрацией, зарплатные комиссии и даже заявления губернатора о том, что господдержка будет оказываться тем предприятиям, где платят работникам честно.
В итоге с 2005 по 2009 год среднемесячная начисленная зарплата в Алтайском крае выросла с 4914 рублей до 10 872 рублей (в 2,2 раза). Правда, индексировались и росли аналогичными темпами зарплаты чиновников. И вряд ли ситуация кардинально может измениться. "Для этого нет никаких предпосылок. Мы ожидаем, что такое же соотношение в зарплатах будет сохраняться в дальнейшем", — резюмировал Игорь Николаев.
Динамика ВРП в Алтайском крае (млрд. рублей)
2005 год — 135,7
2006 год — 173,8
2007 год — 232,8
2008 год — 268,8
2009 год — 267,5
2010 год — 307,0
Рейтинг регионов по "оторванности" чиновников от народа (по итогам 2010 года)
Первая пятерка "лидеров"
Место |
Регион |
Среднемесячная зарплата служащих исполнительной власти субъекта Федерации |
Среднемесячная зарплата в регионе |
Соотношение зарплат |
1 |
Архангельская область |
59 406 |
23 507 |
2,53 |
2 |
Волгоградская область |
37 985 |
15 734 |
2,41 |
3 |
Липецкая область |
40 610 |
16 828 |
2,41 |
4 |
Хабаровский край |
63 216 |
26 764 |
2,36 |
5 |
Воронежская область |
36 869 |
15 791 |
2,33 |
Место Алтайского края
23 |
Алтайский край |
26 509 |
13 282 |
2,00 |
Пятерка "адекватных"
Место |
Регион |
Среднемесячная зарплата служащих исполнительной власти субъекта Федерации |
Среднемесячная заплата в регионе |
Соотношение зарплат |
80 |
Владимирская область |
21 935 |
16 024 |
1,37 |
81 |
Еврейская авт. область |
28 601 |
21 979 |
1,30 |
82 |
Магаданская область |
49 222 |
38 237 |
1,29 |
83 |
Вологодская область |
25 309 |
19 852 |
1,27 |
84 |
Москва |
52 365 |
47 884 |
1,09 |
Источник: компания "ФБК".