Неправильные парковки задушат рублем и раздавят эвакуаторами
Тема острой нехватки автомобильных стоянок в Красноярске после недолгого затишья вновь всплыла на поверхность. Вчера, подводя итоги прошедшего года, мэр города Петр Пимашков снова обозначил эту проблему как одну из приоритетных.
Актуальность вопроса несоизмеримо вырастет через год, когда вступят в силу новые штрафы за парковку в неположенном месте.
На прошлой неделе в третьем заключительном чтении Госдума РФ приняла законопроект, согласно которому штрафы для автомобилистов вырастут в несколько раз.
Как утверждают сами разработчики, предлагаемые изменения направлены на оптимизацию дорожного движения в населенных пунктах, обеспечение законодательной основы для создания парковочных мест и ужесточение административной ответственности владельцев транспортных средств за нарушения ПДД.
Другими словами, федеральные власти решили «принудить» власти региональные решать проблему с парковками, автовладельцев же все готовы наказывать рублем.
Так, согласно принятым поправкам, вступающим в силу с 2012 г., размер штрафа за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств увеличивается со 100 до 300 руб. При этом, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств (стоянка «под знак») влечет наложение административного штрафа уже в размере 1500 руб.
Пока красноярские автомобилисты считают знаки «несерьезными»
За нарушение правил остановки или стоянки на тротуаре или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, будет взиматься штраф в размере 1000 руб. Такую же сумму выпишут и таксистам за стоянку их автомобилей в местах остановки маршрутных транспортных средств или ближе чем в 15 метрах от них.
За остановку или стоянку транспортных средств во втором ряду от края проезжей части или на трамвайных путях, устанавливается штраф в размере 1500 тыс. руб., в эту же сумму теперь обойдется и нарушение правил движения во дворах.
Впрочем, многие «штрафные статьи», как и прежде, помечаются фразой «за исключением вынужденной остановки». Однако для любителей постоять «под знак» с включенной аварийкой есть плохая новость. Закон вернет платную, за счет автовладельца, эвакуацию машин, припаркованных в ненадлежащих местах.
Дело том, что регионы оказались не в состоянии финансировать процедуру эвакуации авто. К примеру, в Красноярске эвакуация машин после отмены платной процедуры вообще перестала действовать. На протяжении нескольких лет (с 2007 г.) местным автовладельцам, паркующимся где и как захочется, сотрудники ГИБДД просто выписывали штрафы.
Учитывая все эти обстоятельства, представители ГИБДД по Красноярску повышению штрафов и возвращению платной процедуры вывоза машин обрадовались. Эти нормы, по их словам, помогут не только разгрузить центральные улицы города от несанкционированной парковки, но и отучат автовладельцев бросать свое авто где заблагорассудиться.
«По закону Красноярского края сейчас самый большой штраф, который могут получить физические лица за неправильную парковку, 1000 руб. Эта сумма взимается, если машина припаркована на газоне или детской площадке, — комментирует ДЕЛА.ru инспектор отдела пропаганды ГИБДД по Красноярску Виктория Шабанова.
— Если автомобиль припаркован в месте, где стоит знак, запрещающий парковку, владелец должен заплатить штраф в размере всего 100 руб.
Красноярские автолюбители этих норм не боятся и спокойно паркуются в таких местах на улице Мира, Маркса и др. С возвращением платной эвакуации эта ситуация коренным образом изменится. Ужесточение правил и увеличение штрафов всегда дисциплинирует водителей. Когда в Красноярске действовала платная эвакуация, нарушений в этой части было значительно меньше. Многие автовладельцы, авто которых увезли на штрафстоянку, потом начинали парковаться, не нарушая правил».
Местные автолюбители новость о грядущих изменениях приняли с недовольством. Большую волну возмущения вызвал пункт, по которому эвакуацию неправильно припаркованных машин и первый день на штрафстоянке будет оплачивать владелец машины. Это означает, что сумма, которую в итоге этого нарушения выложит автомобилист, увеличится в разы.
Для примера, стоимость вывоза машины эвакуатором в 2007 г. в Красноярске обходилась владельцу авто в 1,5 тыс. руб., сейчас 2-2,5 тыс.руб. Плата за место на штрафной стоянке составляет 250 руб. в сутки. Если прибавить к этим цифрам сумму выросшего за неправильную парковку штрафа (1,5 тыс. руб.), в итоге получиться, что со следующего года, красноярские водители за оставленное в неположенном месте авто должны будут заплатить 3,5-4,5 тыс.руб.
По словам автолюбителя Михаила Воронина то, что предлагают федеральные власти, не выдерживает никакой критики. «В Красноярске водители оставляют машины на дороге не потому, что не боятся штрафов, а потому, что парковаться санкционировано просто негде, — рассказал он ДЕЛА.ru. — Вы проверьте центр, где там можно оставить машину, чтобы ничего не нарушить? Все имеющиеся места заняты автомобилями сотрудников, которые работают в зданиях, расположенных в центре. Можно бросить машины во дворах, либо за несколько кварталов от нужного тебе места, но кто на это пойдет? С этим увеличением штрафов и возвращением платной эвакуации вырастет не дисциплинированность водителей, а размер взяток сотрудникам ГИБДД».
Красноярский автовладелец Анастасия Шаповалова считает, что повышение штрафов приведет к массовому недовольству горожан, но проблему не решит. «Если штрафы за неправильную парковку вырастут до таких размеров, то, думаю, правительству не избежать очередного бунта водителей. Это все равно, что отменить правый руль или в разы увеличить стоимость бензина, — отметила ДЕЛА.ru г-жа Шаповалова.
— Прежде чем начинать штрафовать водителей, пусть сначала реализуют хоть пару проектов многоуровневых стоянок в центре города. Возьмите центр: Мира—Каратанова — это же ужас. Во дворах давно жители подстраховались — везде шлагбаумы, машины ставить негде. Если через год действительно такое безобразие начнется, я буду первая в числе протестующих автолюбителей против этой меры».
Тема острого дефицита парковок в центре города для Красноярска давно стала «вечной». Администрация города вместе с краевым союзом архитекторов не один раз обсуждала проблему. В последнее время, следуя столичной моде, темой парковок озаботился и губернатор (см. «Губернатор велел мэрии Красноярска найти места для парковок»).
Однако в городском бюджете нет ни свободных финансовых средств на строительство парковок, ни инвесторов, которые захотели бы вложиться в реализацию проектов.
«Управлением архитектуры администрации города предоставлено более 30 земельных участков для строительства отдельно стоящих паркингов, в том числе 6 земельных участков в центральной части города. К реализации этих проектов почти никто из красноярских инвесторов не приступил, — сообщили ДЕЛА.ru в департаменте градостроительства городской администрации.
— Проект планировки исторического центра Красноярска сейчас готовится к утверждению (см. подробнее «Застройка центра в Красноярске: Глубокая заморозка»). В нем мы предусмотрели большие площадки под парковки на территории общественно-делового района „Качинский“, в районе КЗК, административного здания Федерации профсоюзов, на Театральной площади (нижняя терраса) в районе памятника А. П. Чехову. Вопрос о том, кто будет строить парковки в этих районах и на какие деньги, пока остается открытым».
Собственно, практика показывает, что при существующей себестоимости подземные парковки оказываются мало востребованными красноярцами (см. «Пимашков признал, что подземные парковки не по карману красноярцам»). Поэтому у предпринимателей есть вполне резонные сомнения в том, что их инвестиции в подобные предприятия окупятся в короткий срок. Вряд ли горожане будут платить солидные суммы за коммерческую парковку. Скорее они продолжат оставлять машины «где попало», зато бесплатно.
По мнению руководителя ООО «Творческая мастерская архитектора Суздалева Ю.Н.» Юрия Суздалева, тема парковок актуальна для города, а не для бизнеса, поэтому эту проблему так сложно решить.
«Все капитальные строения, подземные, надземные, платные многофункциональные стоянки дороги сами по себе и долгосрочны в плане окупаемости. Поэтому на них и не находятся инвесторы. Я считаю, что в Красноярске нужно было решать эту проблему, не советуясь с жителями, а начиная строить парковки на выделенных администрацией местах, — поясняет ДЕЛА.ru Юрий Суздалев.
— Был же адекватный проект — парковка на верхней набережной Енисея, но жителям он не понравился, в итоге мы опять сидим без парковок. Сейчас нужно начинать выделять места для временных стоянок, расширять дорожные карманы, может быть где-то в ущерб зеленым насаждениям, деревьям. Ничего страшного в этом нет. Иным путем проблему нехватки парковок в историческом центре города не решить, люди будут продолжать оставлять машины на газонах, тротуарах, детских площадках, что, конечно, неправильно и должно наказываться».
Впрочем, инициаторы закона надеются, что решить озвученную проблему все-таки можно. По их мнению, выбирая между коммерческой парковкой в центре города и оплатой стоянки солидными штрафами, граждане выберут первый вариант. Поэтому красноярским бизнесменам можно еще раз подумать над окупаемостью коммерческих паркингов в связи с открывшимися новыми обстоятельствами.