Электронные площадки для госзаказа работают со значительными перебоями
«Всеобщей аукционизацией всей страны» назвала ситуацию с 94-ФЗ замминистра экономики Московской области Лидия Никифорова. По ее словам конкурсные процедуры – это адекватная мера расходования бюджетных средств, но проводимые сегодня аукционы несовершенны. Панацея минимальной цены приводит к снижению качества закупаемого продукта или услуги, к снижению зарплат, отсутствию ресурсов для модернизации производств. Это при том, что «экономия на торгах не превышает 3%». По ее мнению выход из сложившейся ситуации – формирование контрактной системы.
21 апреля Комитет по строительству и земельным отношениям провел парламентские слушания на тему «Новая редакция федерального закона о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд: концептуальные изменения и их реализация». В слушаниях участвовали депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, представители органов власти субъектов Федерации, местного самоуправления, руководители отраслевых ассоциаций, саморегулируемых организаций, представители науки и бизнеса.
Председательствующий на слушаниях Мартин Шаккум, подчеркнул, что госзаказ – одна из важнейших государственных функций, однако «практика говорит о ее невысокой эффективности». По словам депутата, черту под дискуссией о необходимости совершенствования закона подвел Президент – «законодательство необходимо переписать». «При этом нужна системность, поэтому переписать придется не только 94-ФЗ», – уверен М.Шаккум. Говоря о направлениях совершенствования закона, он подчеркнул необходимость создания системы определения справедливой цены, многообразия форм размещения заказа, повышения ответственности заказчика за результат. Кроме того, необходимо предоставить заказчику больше возможностей при размещении заказов: выбирать способ закупки, устанавливать дополнительные требования. «При этом необходимо сместить центр тяжести от контроля за процедурами к контролю за результатом», – отметил депутат. Он также добавил, что необходимо повышать информационную открытость, прозрачность закупок. «При этом необходимо предусмотреть ответственность за это не только заказчиков, но и электронных площадок, организаций, которые занимаются обслуживанием сайтов». Оценивая результаты работы электронных площадок, депутат заявил, что не только не удалось устранить сговор в ходе аукционов, но и появился новый вид мошенничества. Кроме того, площадки не обеспечивают бесперебойность торгов, а за постоянные технологические сбои в работе площадок нет никакой ответственности. «Электронные площадки толком не администрируются, а многомиллиардные операции проходят без какой-либо ответственности. Выбор ограниченного числа площадок снижает конкуренцию. Заказчики не защищены от недобросовестных поставщиков. ФАС необоснованно останавливаются торги и аннулируются результаты. А в результате больницы остаются без необходимого оборудования и лекарств, больные без льготных лекарств, возникают проблемы с оборонзаказом, простаивают строительные и дорожные контракты и т.д.» – сообщил М.Шаккум. Поэтому необходимо продолжить работу над новым законом, который должен кардинально изменить ситуацию с госзаказом и госзакупками.
«Всеобщей аукционизацией всей страны» назвала ситуацию с 94-ФЗ замминистра экономики Московской области Лидия Никифорова. По ее словам конкурсные процедуры – это адекватная мера расходования бюджетных средств, но проводимые сегодня аукционы несовершенны. Панацея минимальной цены приводит к снижению качества закупаемого продукта или услуги, к снижению зарплат, отсутствию ресурсов для модернизации производств. Это при том, что «экономия на торгах не превышает 3%». По ее мнению выход из сложившейся ситуации – формирование контрактной системы.
Директор Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева Высшей школы экономики Ирина Кузнецова рассказала о результатах проведенного ими мониторинга работы электронных площадок. По ее словам, электронные площадки работают со значительными перебоями, из пяти аккредитованных всего три работают в полную силу: ЭП Татарстана, ЭП Москвы и ЭП Сбербанка. При этом «аукцион не привел к развитию конкуренции и экономии бюджетных средств, снижение цены лотов по состоявшимся аукционам по этим трем площадкам составило 4 – 6%».
Заместитель гендиректора Единой электронной торговой площадки Андрей Черногоров сообщил, что операторы и так несут большую ответственность за технические сбои на площадках. «За любой подтвержденный факт нарушения регламента, в том числе технического, оператор должен заплатить штраф в размере 300 тысяч рублей. Если фактов нарушения наберется более четырех за квартал, оператор может вовсе лишиться лицензии», – пояснил он.
Выступивший на слушаниях заместитель министра обороны Владимир Поповкин сообщил, что Минобороны поддерживает контрактную систему, разработкой которой сейчас занимается Минэкономразвития. Такая позиция министерства связана с тем, что слепой подход к аукциону без учета особенностей гособорнзаказа не дал ожидаемого результата. «Электронные торги убивают все инновационные составляющие и модернизацию», – заявил замминистра. По его словам в новом законе необходимо заказчику дать право расторгать в одностороннем порядке контракт в случае невыполнения обязательств, предусмотреть двухэтапные торги с предквалификацией, а в условиях изменения условий контракта – менять его цену (изменение цены при дефектации продукции и изменения объема работ).
Заместитель министра экономического развития Алексей Лихачев рассказал об основных направлениях работы министерства по совершенствованию 94-ФЗ. «Новая редакция закона должна быть подготовлена к 1 сентября», – сообщил А.Лихачев. Онсообщил, что Минэкономразвития расходятся с Федеральной антимонопольной службой в вопросе разработки новой редакции закона. Если ФАС считает, что необходимо основной составляющей оставить электронные торги, то министерство разрабатывает концепцию изменения законодательства о госзакупках в целом, включая Гражданский и Бюджетные кодексы. По его словам, речь идет о создании плановой системы госзаказа с включением в нее госзакупок. Он также сообщил, что в соответствии с принятыми поправками в 94-ФЗ многие решения теперь будет принимать Правительство РФ. «Таким образом, у нас есть сейчас возможность эту практику наработать. Через эти решения попробовать применять новые инструменты, а потом в отработанном виде прописать их в федеральном законе» – сказал замминистра.
Все участники парламентских слушаний выступали за разработку новой редакции закона о госзакупках. Главным результатом слушаний стало решение о формировании рабочей группы Минэкономразвития и комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям по вопросам реформирования госзаказа. Именно она займется проработкой всех предложений поступивших в ходе слушаний. «Мы уже сегодня ждем предложений и поправок, которые смогут улучшить ситуацию», – заключил М.Шаккум.