Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Инновации без определения

Инновации без определения

Развитие инновационного бизнеса невозможно без развития малого и среднего предпринимательства вообще, поскольку для инновационного предпринимательства любой бизнес является питательной средой. Это и многие другие проблемы обсуждались на Всероссийском форуме «Инновации 2.0».

Чего не хватает малому инновационному бизнесу для нормального развития в нашей стране? Инновационный бизнес ощущает нехватку спроса на свою продукцию, испытывает проблемы с кадровым обеспечением, доступом к производственным площадкам и лабораториям и прочая-прочая-прочая. И это все помимо традиционных хронических проблем, с которыми ежедневно сталкивается малый и средний бизнес – бюрократия, коррупция, административные барьеры.

А что же есть у малого инновационного предпринимательства? Есть политическая воля – указание президента о создании Национальной инновационной системы – и Фонд Бортника, как один из немногих эффективно работающих институтов развития. К такому печальному выводу пришли участники одной из секций Всероссийского форума «Инновации 2.0», на котором обсуждались проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства.

Как справедливо заметил руководитель департамента по развитию малого и среднего предпринимательства Алексей Комиссаров, «заниматься бизнесом – это героизм». Но если малые и средние предприниматели – это герои, то предприниматели-инноваторы – это Герои с большой буквы. Им приходится сталкиваться не только с традиционными проблемами малого и среднего бизнеса, но и преодолевать специфические сложности. Начать можно с того, что пока национальная экономика который год встает на инновационные рельсы, документально зафиксированного определения понятия «инновация» в российском законодательстве так и не появилось. Как не появилось и более-менее внятной нормативно-правовой базы, определяющей аспекты инновационной деятельности. При этом в правовом поле существует порядка 60 нормативных актов федерального уровня, в которых фигурируют понятия «инновация» и «модернизация».

По словам советника генерального директора Агентства по развитию инновационного предпринимательства Вячеслава Желтова, вопрос о формировании законодательства в инновационной деятельности открыт уже 20 лет. Собираются мнения научного сообщества, предлагаются варианты и разнообразные проекты, однако до сих пор документ так и не возник. Вячеслав Желтов считает, что пока все обсуждения происходят на уровне кабинетов чиновников, дело не сдвинется с мертвой точки. Предпринимательское сообщество, в свою очередь, занимает пассивную позицию – нас не спрашивают, мы и молчим. А пока молчим, решения принимаются за нас.

И решения, порой, не всегда взвешенные и продуманные. Например, федеральный закон 217-ФЗ о создании малых инновационных предприятий при вузах, на который возлагали большие надежды и руководство страны и научное сообщество, ожиданий не оправдал. Закон вступает в противоречие с гражданским кодексом, затрагивает ряд нерешенных вопросов с определением и оформлением интеллектуальной собственности. По мнению вице-президент Ассоциации региональных банков России Владимира Гамза, вопросов при реализации закона возникает столько, что всю методику необходимо переписывать с нуля. Вузы с готовностью взяли «под козырек» и отчитались в создании и эффективной работе малых инновационных предприятий. Порядка 800 предприятий появилось сразу после принятия закона, но реальные результаты работы могут продемонстрировать лишь единицы.

Одной из основных проблем, препятствующих реализации декларируемых законом принципов, остается нерешенный вопрос защиты авторских прав и интеллектуальной собственности. Вузы стремятся контролировать все инновационные разработки, осуществляемые в их стенах, и предъявляют свои права в обход интересов разработчиков.

Между тем, самих предпринимателей-инноваторов волнуют более практические рыночные вопросы: спрос/предложение/стоимость. Генеральный директор инновационного предприятия «ОКБ-Интеграция» Сергей Юдовский считает, что инновации должны инициироваться не сверху, а в соответствие с требованиями рынка. Вот только формирование этих требований предприниматель предлагает возложить на государство. Причем, надеется, что государство возьмет на себя обязанность не только формировать спрос, но и корректировать конкуренцию на рынке. По сути Сергей Юдовский предлагает оградить внутренний инновационный рынок от «вмешательства» западных компаний, опасаясь, что мало кто из отечественных инноваторов сможет составить достойную конкуренцию западным.

Однако сомнительно, что одно лишь ограничение конкуренции даст реальный толчок развитию инновационной системы. Как справедливо заметил президент Ассоциации развитии малого и среднего предпринимательства Александр Иоффе, развитие инновационного бизнеса невозможно без развития малого и среднего предпринимательства вообще, поскольку для инновационного предпринимательства любой бизнес является питательной средой. Безусловно, инновационная деятельность требует особых условий и повышенного внимания. Но на ее развитии сказываются и общие условия ведения бизнеса в стране. А они по-прежнему вызывают у предпринимательского сообщества тревогу.


Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости