В. Корочкин: необходимо вернуться к изначальной идее о саморегулировании, и в первую очередь в сфере строительства
22 апреля в рамках «Недели российского бизнеса» состоялся первый Всероссийский форум саморегулируемых организаций России «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития».
Организаторами Форума выступили Комитет по собственности Государственной Думы ФС РФ, РСПП, ОПОРА РОССИИ. Мероприятие прошло при поддержке Минэкономразвития России и национальных объединений саморегулируемых организаций. Оператор Форума - Фонд рыночных исследований.
В работе Форума приняли участие все заинтересованные лица: представители органов государственной власти, бизнес-сообщества, саморегулируемых организаций и их национальных объединений, отраслевых союзов и ассоциаций Российской Федерации. В рамках мероприятия освещались основные направления изменений в законодательстве о саморегулируемых организациях, актуальные вопросы в области саморегулирования и основные выводы доклада Минэкономразвития России.
Позицию ОПОРЫ РОССИИ на мероприятии представил вице-президент организации по административной реформе и техническому регулированию Владислав Корочкин. В своем докладе представитель сообщил о проведенном в 2010 году ОПОРОЙ РОССИИ исследовании среди СРО, в том числе полученных данных. Так, согласно итогам исследования, в добровольной сфере институт СРО можно считать состоявшимся. Все больше профессиональных объединений создают или намерены создать свои саморегулируемые организации. Это подтверждают и данные Минэкономразвития: с конца 2010 года по настоящее время появилось 44 новых добровольных СРО. Всего, по данным министерства, к настоящему моменту создано 753 саморегулируемых организаций, действующих в 8 отраслях экономической деятельности, и еще 40 отраслей готовы в ближайшее время ввести саморегулирование. Всего же, по оценкам экспертов, введение саморегулирования возможно в 70 – 80 секторах российской экономики.
Вместе с тем, по мнению представителя ОПОРЫ, «есть ощущение, что формируется довольно агрессивный рынок всевозможных слуг – законных и незаконных – связанных с деятельностью СРО. Обостряется борьба за куски этого рынка и конкуренция за денежные потоки. Неслучайно в условиях обязательности саморегулирования это принимает уродливые формы. Негативные факты: спам-реклама предлагает ускорение вступления в СРО и торговлю допусками под слоганами «Вступление в СРО за 1 день», «Допуск СРО от 2-х дней. Минимум документов! Низкая стоимость! Рассрочка! Расчет на сайте!». «Вступление в СРО за 4 дня и 19 000. Платите в рассрочку. Ускорение до 2 дней». Нельзя исключить того факта, что те, кто разместил эти объявления, в том числе находятся в этом зале», - отметил В. Корочкин.
В ходе пленарного заседания многие выступающие выразили серьезную обеспокоенность по поводу ситуации, сложившейся в строительных СРО, а также отношения самих строительных СРО к НОСТРОЮ и его политике. При этом большинство участников выразили мнение о том, что строительное саморегулирование представляет собой фактически полное отрицание, «низвержение» идеи саморегулирования и основного закона о СРО - 315-ФЗ. В том числе в связи с этим вице-президент ОПОРЫ РОССИИ привел пример с саморегулированием в области противопожарной безопасности. Два года назад СУПР и ОПОРА РОССИИ инициировали разработку соответствующего законопроекта. Он прошел первое чтение, и после этого НОСТРОЙ фактически заблокировал дальнейшее рассмотрение закона, из-за чего разработчикам пришлось пройти множество инстанций, в том числе совещание у заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака 10 февраля с.г., который дал поручение доработать законопроект в течение 10 дней всеми заинтересованными ведомствами и внести в Госдуму РФ для рассмотрения во 2 и 3 чтениях. Между тем, законопроект до сих пор не поступил в Госдуму. Учитывая, что вступление СРО строителей в НОСТРОЙ является обязательным, заинтересованность в попытке срыва принятия закона о введении саморегулирования в области пожарной безопасности очевидна.
Характеризуя положение строительного бизнеса, В. Корочкин охарактеризовал его емко и образно: «Для этих предпринимателей «хрен редьки не слаще». Раньше была «редька» – затратное лицензирование, теперь это строительные СРО и НОСТРОЙ. Для малых строительных компаний это обходится дороже, чем ранее лицензирование. Страдают тысячи предпринимателей. И в числе наиболее «вредных» документов предприниматели называют приказ Минрегиона № 624, который изначально должен был стать выходом из положения. Доходит до того, что все больше строителей высказывают предположение, что саморегулирование здесь создавалось исключительно, чтобы легализовать ранее коррупционные доходы чиновников», - подчеркнул докладчик.
В целях пресечения дальнейшего процесса дискредитации института саморегулирования в сфере строительства ОПОРА РОССИИ предлагает: - Немедленно внедрить процедуру КОМПЛАЙНС (обязательные директивы по внедрению антикоррупционных процедур) во всех СРО, предусматривающих обязательное членство; - Установить для руководителей строительных СРО те же требования к декларированию доходов и расходов, что и для госслужащих; - Произвести возврат к первоначальной идее саморегулирования о создании СРО с обязательным членством только через отлично зарекомендовавшие себя добровольные СРО; - Увеличить однородность СРО для отмены системы допусков к отдельным видам работ, что также представляет собой возврат к идее о том, что для допуска на рынок достаточен уже сам факт членства в СРО.
«Реализация идеи саморегулирования в том виде, в котором институт существует на цивилизованном мировом рынке, возможна, только если создание СРО будет направлено на решение той же задачи, которая ставиться сегодня Правительством: снижение административных и транзакционных издержек российских малых и средних компаний, фактор антимонопольного регулирования деятельности СРО и прописывание специальных процедур для предотвращения монополизации рынков членами СРО. Это есть решение поставленной Президентом РФ Д. Медведевым задачи доведения роли МСБ в ВВП к 20-му году не менее чем до 60%», - заключил вице-президент ОПОРЫ РОССИИ.