Экспорт коренной, незаслуженный и поневоле
За ними идут металлы и изделия из них, а также продукция химической промышленности. При этом только 1-1,5% малых и средних отечественных предприятий производят продукцию, которая может быть востребована зарубежным рынком. Собственно, именно для стимулирования внешнеэкономической деятельности малого и среднего бизнеса федеральное правительство обещало выделить в этом году 2 млрд рублей.
Генеральный директор аналитической компании «ВладВнешСервис» Жанна Мартынова, выступая на IV международном форуме «Россия-Европа: Сотрудничество без границ» рассказала, что российский экспорт – это не миф, а реальность, а также поведала о природе происхождения этой реальности. Эксперты компании ежеквартально отслеживают 200 точек роста экспорта и столько же позиций по импорту. Точками роста аналитики называют явления, проявляющиеся в тенденции. Безусловно, на любом рынке (как в экспорте, так и в импорте) происходят всплески активности, которые могут держаться несколько месяцев. Но настоящей точкой роста рынка считается растущая активность на протяжении не менее 5-8 месяцев.
Анализируя точки роста российского экспорта, аналитики компании пришли к выводу, что его природа имеет неоднозначное происхождение. Точки роста отечественного экспорта можно разделить на три категории.
1. Незаслуженный экспорт. Так аналитики называют увеличение экспортных поставок, имеющих к российским производителям очень посредственное отношение. Например, исследователи отмечают растущую активность экспорта конфет и печенья в страны СНГ. Однако, при ближайшем рассмотрении, конфеты и печенье оказываются «Сникерсами» и «Твиксами», произведенными в подмосковном Ступино или Калуге. Поэтому записать эту победу на счет отечественных производителей будет не совсем корректно. Правда, в прошлом году точкой роста был «отмечен» тульский пряник, но уже в этом году эта положительная тенденция прекратилась. Аналогичные примеры можно привести с экспортом электротехники, поток которой из России существенно вырос в последнее время. И вновь вывозимые с территории России телевизоры будут иметь очень мало общего с «чистокровной» отечественной техникой, поскольку производятся под марками Samsung, LG и т.д.
2. Экспорт поневоле. Так аналитики компании назвали растущую активность, вызванную искусственными внешними факторами. Например, когда изменение российского законодательства, ограничивая сбыт на внутреннем рынке, заставляет предприятия активизироваться на зарубежных. Самый яркий пример – запрет на реализацию ламп накаливания на территории России. В поисках рынков сбыта предприятия были вынуждены направить все свои усилия на поиск партнеров и подписание контрактов за рубежом. Таким образом, федеральный закон спровоцировал тройное увеличение потока лампочек Ильича из России в страны СНГ.
3. Экспорт с российскими корнями. Да, он все-таки существует. Помимо экспорта углеводородов эксперты обнаружили и другие конкурентные рынки. Они в свою очередь также делятся на две группы. Первая - исторически созданный рынок. Природа этого подвида экспортной активности проявляется в той области, где предприятия имеют высокую внутреннюю конкуренцию. В качестве примера специалисты называют рынок замочной продукции, где российские предприятия держат пальму первенства.
Но чаще всего экспорт с российскими корнями представлен рынком, созданным одним единственным предприятием. Например, ставропольское предприятие «Монокристалл», своевременно оседлав и освоив идею энергосберегающих технологий, наладило прочный поток своей продукции в Европу. Или завод из Ростова-на-Дону, освоивший первое в мире производство полиамидной оболочки к колбасным изделиям. Ростовчане также стали единственными экспортерами на своем рынке.
Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Екатерина Дегтярева