Саморегулирование в России состоялось!
22 апреля т.г. состоялся 1-й Всероссийский форум саморегулируемых организаций инициированный действующими национальными объединениями саморегулируемых организаций, различными отраслевыми союзами и ассоциациями, чтобы обсудить актуальные вопросы в области становления института саморегулирования как сорегулятора предпринимательской и профессиональной деятельности.
Всего в Форуме приняли участие более 700 представителей СРО и Ассоциаций из более, чем 53 областей российского бизнеса. Первый Всероссийский форум саморегулируемых организаций «Саморегулирование в России: опыт и перспективы развития» состоялся в рамках «Недели российского бизнеса 2011».Организаторами Форума выступили Комитет Госдумы по собственности, Российский союз промышленников и предпринимателей при поддержке «ОПОРА РОССИИ» и ТПП страны.
Основным лейтмотивом выступления министра экономического развития Э.С. Набиуллиной как и большинства выступающих был тезис, что несмотря на молодость института саморегулируемых организаций - он состоялся как правовое и экономическое явление. Институт саморегулирования состоялся, наступает пора его совершенствования, считает министр экономического развития. С этой целью, по её словам, подготовлены новые законопроекты. Они установят базовые принципы саморегулирования для всех отраслей экономики, обеспечат информационную открытость СРО для заказчиков и потребителей, установят статус национальных объединений СРО. Одновременно продолжается работа по совершенствованию механизмов принятия внутренних стандартов, процедуры имущественной ответственности саморегулируемых организаций, контроля ими над своими членами, а также нормативов государственного контроля над СРО.
Выступивший на форуме президент РССП Александр Шохин отметил, что государство возвращает бизнесу его полномочия, и назвал первый всероссийский форум СРО апофеозом Недели российского бизнеса. Фактически современная Россия находится на том этапе развития подходов к регулированию экономической деятельности, когда созданы предпосылки для формирования институтов регулирования не путем их прямого назначения в административном порядке, а путем инициативных и ответственных действий наиболее активного слоя профессионалов в отрасли.
Участники Форума в своих обсуждениях особо отмечали, что поскольку целью создания саморегулируемых организаций является, в первую очередь, защита публичных интересов, то и нормативные требования к структуре саморегулируемой организации, системе взаимоотношений членов саморегулируемых организаций, как между собой, так и органами власти должны быть регламентированы достаточно детально.
Во всяком случае, такая регламентация представляется необходимой на первых этапах развития институтов саморегулирования.
Данный Форум прошел под лозунгом, что базовые принципы создания саморегулируемой организации, признания ее статуса государством, формирования внутренней структуры, а также функционал саморегулируемой организации должны быть едины вне зависимости от отрасли, в которой возникает саморегулируемая организация.
Законодательство, регулирующее конкретную отрасль, может допускать нормы, учитывающие специфику функционирования СРО в конкретной отрасли, только при условии, что это не разрушает сам фундамент института саморегулирования, т.е., не противоречит общим концептуальным требованиям к СРО.
Поэтому участники Форума после пленарного заседания продолжили дальнейшее обсуждение в шести специализированных секциях, посвященных темам, в частности:
- Типовые требования к стандартам предпринимательской и профессиональной деятельности;
- Механизмы обеспечения имущественной ответственности СРО и их членов (страхование, компенсационные фонды);
- Внесудебный порядок разрешения споров. Работа контрольных и дисциплинарных органов СРО;
- Роль национальных объединений саморегулируемых организаций в вопросах регулирования деятельности СРО;
- Информационное обеспечение деятельности саморегулируемых организаций;
- Образовательная и аттестационная деятельность. Процедуры ограничения доступа к профессии в СРО.
Участникам Форума представляется важным обеспечить постоянный обмен опытом между саморегулируемыми организациями и их объединениями, осуществлять мониторинг развития саморегулирования, определять и транслировать на другие отрасли лучшую практику саморегулирования, а также принимать меры по противодействию негативным тенденциям, которые могут складываться при развитии саморегулирования.