В России могут отменить лицензирования 17 видов деятельности
В среду, 27 апреля, в Совете Федерации рассмотрят принятый Госдумой в третьем чтении федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Как сообщил член Комитета по собственности, депутат Госдумы Алексей Плахотников, концепция данного закона направлена на снижение административных барьеров для развития предпринимательства, уменьшение денежных и временных издержек предпринимателей на получение лицензий, повышение прозрачности процедур лицензирования, а также усиление защиты законных прав и интересов соискателей лицензий и лицензиатов.
Наиболее важным положением закона является дальнейшее сокращение лицензируемых видов деятельности в связи с наличием иных методов регулирования – аккредитации, аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением технических регламентов, в том числе обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции.
Ключевое положение закона - отмена лицензирования 17 видов деятельности, 8 из которых прекращается с момента вступления закона в силу, 5 – с момента введения обязательного страхования, 2 с момента вступления в силу технического регламента. При этом положения закона не применяются к 16 видам деятельности, связанным с осуществлением лицензирования. Речь идет о производстве и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельности, связанной с защитой гостайны, функционированием кредитных организаций, биржевой деятельности и управлении инвестфондами, ПИФами и негосударственными пенсионными фондами, клиринговой и страховой деятельности - эти направления под действие новых норм не подпадают.
В соответствии с законом устанавливается бессрочное действие лицензии. Порядок осуществления лицензионного контроля приводится в соответствие с положениями федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" – таким образом, по истечении первого года работы лицензиата существенно, до одного раза в три года, сокращается частота плановых проверок его деятельности.
Принятие данного закона должно существенно снизить административные барьеры для развития предпринимательства, а также сократить денежные и временные издержки предпринимателей на получение лицензий, повысить прозрачность самой процедуры лицензирования, а также усилить защиту законных прав и интересов соискателей лицензий и лицензиатов.
В частности, переход к лицензированию укрупненных видов деятельности при условии, что в положениях об их лицензировании будет указан исчерпывающий перечень работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, позволит юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям получать одну лицензию, содержащую определенный перечень работ и услуг, а не несколько лицензий, как это было до принятия закона.
Еще в ходе подготовки законопроекту ко второму чтению Комитетом по собственности были внесены поправки, уточняющие определение понятия "лицензия", как специального разрешения, а не документа, уточняющие сферу действия закона о лицензировании, наименований ряда лицензируемых видов деятельности. В частности, это касается лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Так же ко второму чтению были скорректированы нормы законопроекта, которые теперь предусматривают, что все процедуры лицензирования, все взаимодействие между соискателем лицензии, лицензиатом и лицензирующим органом может осуществляться (при наличии просьбы предпринимателя) в электронной форме, что экономит время предпринимателей.
Кроме того уточнена сфера действия закона – из неё исключены все виды деятельности, связанные с использованием атомной энергии. Усилены полномочия должностных лиц Ростехнадзора по приостановлению действия лицензии за невыполнение соответствующих предписаний.
По словам депутата, важной поправкой, которая полностью согласована с правительством, является отказ от прекращения лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности. Все участники согласований пришли к выводу, что в настоящее время нет условий для отмены лицензирования этих, исключительно социально значимых видов деятельности.