В 1 квартале 2011 года ФАС России провела 2737 внеплановых проверок
Федеральная Антимонопольная служба России подвела итоги работы по контролю над соблюдением законодательства о размещении государственных заказов в течение I квартала 2011 года. В соответствии с положениями статьи 17 Закона о размещении заказов контроль за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками, операторами электронных площадок требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Всего за отчетный период проведено:
- 114 плановых проверок;
- 2 737 внеплановых проверок размещения заказов для федеральных нужд;
- 1 880 внеплановых проверок размещения заказов для нужд субъектов Российской Федерации;
- 2 098 внеплановых проверок размещения заказов для муниципальных нужд.
Следует отметить, что количество проведенных ФАС России внеплановых проверок в отчетном периоде 2011 года (6715) возросло на 35 % по отношению к прошлому отчетному периоду 2010 года (4987). Рост количества внеплановых проверок связан с увеличением значимости и актуальности такого мероприятия, позволяющего оперативно реагировать, и содержательно устранять нарушения до заключения контракта.
В ходе проведения контрольных мероприятий в I квартале 2011 года проверено 33 652 размещения заказов, из которых в 7252 размещенных заказах (22%) выявлены нарушения законодательства о размещении заказов.
По результатам проведения плановых проверок выдано 91 предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. При проведении внеплановых проверок выдано 814 предписаний об устранении нарушений федеральным заказчикам, заказчикам субъектов Российской Федерации и муниципальным заказчикам выдано соответственно 611 и 928 предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, что всего составляет 2353 предписания. За аналогичный период 2010 года заказчикам различный уровней выдано всего 2058 предписаний.
Количество нарушений, выявленных в результате проведения проверок размещения государственных и муниципальных заказов в 1 квартале 2011 года (9 833) по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (10 938) снизилось на 10 %, что свидетельствует о повышении навыков заказчиков, уполномоченных органов, членов конкурсных, аукционных и котировочных комиссий при проведении процедур размещения государственных и муниципальных заказов.
Эффективность внеплановых проверок, которые носят точечный характер выявления нарушений в проверяемых заказах, благоприятно сказывается на организации работы заказчика в целом. Так при проведении данного вида контрольного мероприятия заказчик знакомится с практикой контрольного органа, что помогает избежать повторение выявленных нарушений в будущем.
Как следствие, предписаний об устранении нарушений по результатам внеплановых проверок выдано на 15 % больше относительно аналогичного периода 2010 года (2 353 и 2 058 соответственно).
Таким образом, при снижении доли нарушений, допускаемых при размещении заказов государственными и муниципальными заказчиками, повысилась эффективность проводимых ФАС России контрольных мероприятий.
Обжалование результатов размещения заказов
В целях защиты прав и законных интересов участников размещения государственных и муниципальных заказов, а также повышения эффективности размещения государственных и муниципальных заказов ФАС России осуществлялась работа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов в соответствии с главой 8 Закона о размещении заказов.
В I квартале 2011 года в органы ФАС России поступило 6 311 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Из поступивших жалоб 2 092 поданы на действия заказчиков при размещении заказов для федеральных нужд, 1 946 - при размещении заказов для нужд субъектов Российской Федерации, 2 273 - при размещении заказов для муниципальных нужд. На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов органами ФАС России возвращено заявителям 1 075 жалоб. Кроме того, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов 463 жалоб отозвано самими заявителями. В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 2 083 жалобы (44 % от общего количества рассмотренных).
По результатам рассмотрения жалоб выдано 1 985 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов.
Основной причиной возврата жалоб явилось невыполнение участниками размещения заказов обязательных требований статьи 58 Закона о размещении заказов. В частности, распространенными нарушениями указанной статьи является отсутствие в материалах жалоб сведений, предусмотренных Законом о размещении заказов.
Административная практика
В I квартале 2011 года ФАС России возбуждено 3 980 дел об административных правонарушениях. По итогам рассмотрения выдано 2 593 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 54 910 тыс. рублей. Из указанной суммы за отчетный период органами ФАС России взыскано 26 114 тыс. рублей (48 % от общей суммы наложенного штрафа).
В аналогичном периоде 2010 года ФАС России возбуждено 4 006 дел об административных правонарушениях, по итогам рассмотрения которых, выдано 2 129 постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 49 959 тыс. рублей. В течение 1 квартала 2010 года взыскано 20 690 тыс. рублей, что составляет 43 % от общей суммы наложенного штрафа.
Представленные показатели свидетельствуют об увеличении в 1 квартале 2011 года доли выданных постановлений о наложении штрафа по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 22 %, а также увеличении суммы взысканных штрафов на 5 % при сохранении количества возбужденных дел, и является следствием повышения эффективности административного производства.
Наибольшее количество постановлений о наложении штрафа (762) за 1 квартал 2011 года выдано лицам, привлеченным к ответственности по части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за нарушение порядка отбора участников торгов.
Увеличилось на 17 % количество дел об административных правонарушениях по статье 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неправильный выбор способа размещения заказа. (1 января 2011 года размещение заказов на аукционах в электронной форме стало обязательным для региональных и муниципальных заказчиков).
Увеличилось на 36 % количество дел об административных правонарушениях по части 4.1 статье 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за установление требований влекущих ограничение количества участников размещения заказа.
Сумма наложенных административных штрафов увеличилась в 1 квартале 2011 года по сравнению с 1 кварталом 2010 года на 10 %, что свидетельствует об увеличении и качества проводимых ФАС России контрольных мероприятий.