"Роснефть" отрицает, что спровоцировала бензиновый кризис
Краевое Управление ФАС 11 мая озвучило позиции, которые заняли главные фигуранты апрельского бензинового кризиса. Компании "Газпромнефть — Алтай" и "Роснефть — Алтайнефтепродукт" постарались переложить ответственность за длинные очереди возле АЗС на кого-то другого. Если "Газпромнефть" признает факт ограничений, то "Роснефть" настаивает на том, что ничего подобного не происходило. Ее руководство объясняет кризис действиями независимых операторов. А те в свою очередь отмечают, что топливо по контрактам не получают до сих пор.
Бензин был всегда
Свою позицию относительно причин топливного кризиса генеральный директор "Роснефть — Алтайнефтепродукт" Александр Кристалинский обозначил 5 мая.
Александр Кристалинский,
генеральный директор "Роснефть — Алтайнефтепродукт":
На наш взгляд, дефицит дизельного топлива и бензина в крае вызван, прежде всего, резким сокращением поставок сторонними операторами, а также резко возросшим объемом реализации в связи с относительно низкими ценами топлива на АЗС "Роснефть — Алтайнефтепродукт". Наши попытки сдержать ажиотажный спрос, исключить спекулятивные действия были восприняты как ограничение продаж.
В качестве обоснования он привел статистику поставок, согласно которой за I квартал этого года компания завезла в Алтайский край на 6 тыс. тонн нефтепродуктов больше, чем в прошлом году, а через розничную сеть в апреле реализовала на 5 тыс. тонн больше бензина Аи-92, чем за аналогичный период прошлого года.
"Лучше бы "Роснефть" показала счета-фактуры, что отпускала бензин независимым операторам. Мы себе не враги, чтобы закрывать заправки и выстраивать километровые очереди возле АЗС "Роснефти", — говорит генеральный директор сети "Ника" Геннадий Скулкин. "Существует много свидетельств того, что происходило на рынке в кризисный период. На сайте "Алтапресса" размещались фотографии с АЗС, где четко видны объявления, что бензин отпускается только по картам лояльности, — сказал руководитель "Алтайского топливного союза" Юрий Матвейко. — Специалисты УФАС могли самостоятельно попытаться купить в "Роснефти" бензин оптом". По мнению г-на Матвейко, позиция юристов "Роснефти" звучит неубедительно. "Представители компании заявили, что в апреле продали независимым операторам края 2 тыс. тонн бензина Аи-92. Для сравнения скажу, что только наша сеть продает в месяц порядка 3–3,5 тыс. тонн", — продолжил г-н Матвейко.
Мнимая стабильность
По словам независимых операторов, к концу прошлой недели поставки им топлива от "Роснефти" и "Газпромнефти" осуществлялись в минимальных объемах. "Роснефть" никому не дала ни литра. Если вы поедете по Горному Алтаю, то увидите, что там 2/3 заправок закрыто. В Бийске не работают две сети. Мы сейчас получаем небольшие объемы от "Газпромнефти", которые закрывают четверть наших потребностей. Наша сеть еще работает благодаря тому, что получила топливо, заказанное до апрельского кризиса", — сказал г-н Скулкин.
Юрий Матвейко,
руководитель "Алтайского топливного союза":
До сих пор некоторая часть АЗС в крае не работает. Нам постоянно обещают, что поставки на подходе. Генеральный директор "Роснефть — Алтайнефтепродукт" заверил, что компания начнет отпускать бензин независимым операторам в тех объемах, которые были прописаны в контрактах, с этой недели.
По информации Юрия Матвейко, Минэнерго обязало регионы иметь двух-, трехнедельный запас топлива в регионе. Формированием этого запаса сейчас и занимается "Роснефть — Алтайнефтепродукт". У Геннадия Скулкина есть другая версия: "Мне кажется, они ждут, когда появится возможность поднять цены, тогда и начнут отпуск нам бензина. Кстати, "Роснефть" уже начала поднимать цены на своих заправках на 0,6–0,8 рубля. Постепенно дорожает бензин и у "Газпромнефти".
На фоне всего этого 4 мая Минэнерго отчиталось о стабилизации топливного рынка. В сообщении министерства говорится, что ситуация в целом нормализовалась, фиксируется положительная динамика отгрузок горюче-смазочных материалов на внутренний рынок. Доля недействующих из-за дефицита топлива заправок в целом по стране не превышает 2%. Очереди фиксируются также примерно на 2% российских АЗС. "В Алтайском крае ситуация нормализована", — говорится на сайте Минэнерго со ссылкой на краевую администрацию. "Я не знаю, что рапортует "Роснефть" властям, но создается впечатление, что на практике происходит обратное", — отметил Геннадий Скулкин.
Как изменилась пошлина
В конце апреля правительство страны своим постановлением увеличило пошлины на бензин с 1 мая текущего года до $ 408,3 за тонну. Это больше на 34% по сравнению с изначально запланированной на май величиной и на 44% — по сравнению с действовавшей в апреле. Таким образом, коэффициент экспортной пошлины на бензин был повышен до 0,9, или 90% от пошлины на нефть. До этого коэффициент на светлые нефтепродукты, в том числе на бензин, составлял 0,67, или 67% от пошлины на нефть. По оценке Минэнерго России, объем топлива, который в результате принятия данных мер будет реализован на внутреннем рынке, составит около 200 тыс. тонн высокооктановых бензинов в месяц. Предположительно ограничение экспорта может быть перенесено и на июнь.