Филипп Данько, руководитель проектов АНО «НИСИПП», Генеральный директор ООО «О2Consulting».
О работе родственной НИСИППу компании «О2Consulting» мы беседуем с её генеральным директором Филиппом Данько.
- Филипп, над чем Вы сейчас работаете в «О2Консалтинг»? Владимир Буев как-то сказал, что у вас есть очень оригинальные проекты.
- Поскольку я в настоящее время являюсь генеральным директором компании, то нахожусь в курсе всего, что происходит, или, по крайней мере, основной части происходящего. Сейчас у нас несколько основных направлений деятельности.
Первое – цифровизация: мы развиваем блок по цифровизации территорий. Сейчас дорабатывается подготовленная стратегия по основным регионам. Не менее важна цифровизация бизнеса. Здесь мы говорим о разработке полноценных цифровых стратегий.
А у меня закончился недавно проект по цифровизации такой крупной компании, как «Русгидро». Там мы по сути создавали весь комплекс цифровых решений, который группа компаний будет использовать в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также собственно сам подход. Это вот цифровые истории.
Есть у нас направление по развитию бизнеса в более классическом понимании. Здесь мы занимаемся полноценными стратегиями, и в последнее время было несколько крупных проектов (с крупным бумажным производством, с крупнейшей отечественной геологоразведочной компанией). Речь шла о разработке именно полноценного видения текущего состояния компании, целевого состояния (стратегического пути от сегодняшней точки А до заданной точки В, который компании необходимо пройти, чтобы стать тем, кем она хочет стать) и ключевого инструментария по тому, как это нужно делать, какие ключевые механизмы нужно применять, кто будет ответственным.
- А вы имеете возможность следить за результатами, хотя бы начальными, внедрения ваших программ в жизнь?
- Эта история очень интересна, прежде всего, потому, что позволяет чувствовать изменение бизнеса по итогам проделанных работ. Очень приятно, когда ты полгода занимаешься разработкой стратегии, а потом видишь новость о подписании крупного инвестиционного соглашения, или о выдаче Сбербанком этой компании большого кредита на развитие. И ты думаешь: наверное мы приложили к этому свои усилия, вот результат, и это здорово.
В более локальных проектах по развитию бизнеса есть проекты, связанные с бизнес-планами, моделями и маркетинговым анализом, которые по сути представляют собой подготовку документов для того, чтобы компания могла осознать своё место в мире и понять, куда развиваться. И в восьмидесяти случаях из ста получить финансирование, либо государственное, либо банковское. Это – стандартные, достаточно простые модельные проекты, которые очень приятны тем, что идут по шаблону без сверхусилий консультантов. Но, поскольку это разные, каждый раз новые рынки, в таких проектах всегда есть что-то новое и интересное.
- Это речь идёт о крупных компаниях?
- Крупные, средние – бизнес-планы делались для совершенно разных организаций. Это достаточно бюджетный продукт, доступный для бизнеса и достаточно стандартный. Но сейчас это направление в какой-то степени сократилось, поскольку институты развития поняли, что бизнесу нужно оказывать поддержку, и делают это они по сути бесплатно. Так что сейчас мы это делаем только для банков.
- Ещё какие есть направления? Я помню, Алексей Никитченко в своё время ратовал за проекты, связанные с развитием территорий.
- Было такое достаточно активное направление – развитие территорий, но сейчас оно находится в замороженном состоянии из-за отсутствия активных проектов. Я думаю, мы к нему вернёмся, как только такие проекты вновь появятся.
В рамках этого направления мы участвовали в работах по созданию территории опережающего социально-экономического развития Камчатка. Сама по себе эта история очень интересная, поскольку создаётся по сути некая локальная реальность, отличающаяся от окружающего мира. И нужно, с одной стороны, продумать, как сделать, чтобы она работала, не опустошая всё вокруг себя и не вытягивая все ресурсы. С другой стороны, речь идёт о том, как создать достаточно стимулов, чтобы бизнес пришёл на территорию, где есть отягощения, например, сложности по логистике, доступности региона или ограничения по внутреннему сбыту. Это – достаточно концептуальная задача, но весьма интересная.
У нас был ряд крупных проектов, но сегодня, насколько я знаю, активных проектов по этому направлению у нас нет. Однако они вполне возможны.
- По-моему, «О2Консалтинг» очень давно работаете над подобными проектами. Помню, как энное количество лет назад я беседовал с Алексеем Никитченко и Анной Никитченко-Зариной, и уже тогда речь шла о таких проектах. Причём уже тогда о Дальнем Востоке.
- Да. Проекты достаточно длинные. Камчатку мы делали, по-моему, в 16 – 17-м году, последний такой проект был в конце 19-го – начале 20-го года.
В 20-м году, на самом деле, повестка поменялась в связи с ковидом, и от особых территорий пока отказались.
Есть у нас и отдельные проекты по запросам бизнеса. Было, например, довольно много стартапов и инновационных решений. Мы ведь и начинали как инновационный консалтинг. На старте у нас были проекты по искусственной траве в машину вместо коврика, по кислородным баллонам, которые должны повышать эффективность каких-то процессов. Это было настолько давно, что я не помню подробностей. Но в какой-то момент инновационные проекты в чистом виде тоже закончились, и мы переключились на госконсалтинг. Сейчас мы вновь переходим к бизнесу, и этот переход уже практически завершён: у нас в структуре выручки процентов 80, наверное, - это бизнес. Оставшиеся 20% - это научно-исследовательские работы по отдельным тематикам, по которым мы тоже выигрываем конкурсы, поскольку нам это интересно.
- А какие интересные проекты Вы могли бы назвать?
- Из интересного я назвал бы НИР по композитным материалам (это – апрель прошлого года). Она была достаточно сложной и большой, но, когда мы разобрались, откуда брать информацию и как структурировать рынок, картинка в целом сложилась.
Одно время были проекты по туризму, но это 18 – 19 год. В том числе мы делали концепцию развития туризма в Ленинградской области. Этот проект был примечателен тем, что в его рамках мы создали съёмочную группу, проехавшую по всем достопримечательностям «серебряного кольца» и отснявшую комплекс видеоматериалов, которые вошли в итоговый документ по проекту. Вообще же мы рассчитывали оптимальное размещение объектов инфраструктуры: где добавить стоянки, где поставить точки питания, чтобы повысилось качество сервиса.
Самым сложным моментом был расчёт турпотока: никто толком не знает как он считается. Но предлагаемые подходы после первой – второй попыток никого не устраивали. Тогда мы поставили несколько человек по основным точкам турпотока, и они считали проходящих туристов в будни и в выходные дни. Затем это масштабировали, сравнили с нашими цифрами и показали заказчику: смотрите – у нас погрешность меньше 10%, а это – нормальная оценка.
- Сейчас, вы, как и все вынуждены идти за меняющимся рынком…
- Конечно. У нас есть несколько направлений, которые нам интересны, и мы пытаемся там двигаться. Но в то же время мы зависим от текущих заказов. Если такие заказы поступают по другим направлениям, мы, разумеется, переключаемся на них.
Сейчас самая живая и горячая тема, это, наверное, цифровизация, в частности цифровизация бизнеса. Компаниям это нужно, и бизнес готов за такие работы платить достаточно неплохо.
Беседовал Владимир Володин.