Экспертами НИСИПП завершен первый раунд мониторинга по внедрению института оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации. Результаты исследования показали неоднозначную картину, по которой можно судить, что данный механизм в регионах России движется пока достаточно пессимистично.
Напоминаем, что Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска допустимых альтернативных вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего решения.
Проведенные экспертизы в целом, в том числе с участием общественных организаций, по оценкам НИСИПП, позволили избежать излишних затрат ведения предпринимательской деятельности и сэкономить средства в размере не менее 2 млрд. рублей.
По словам экспертов, данная сумма, как представляется, невелика, но развитию института ОРВ не так много времени и его внедрение усилиями всех сторон приведет к большим суммам экономии государственных, предпринимательских и гражданских средств от необдуманных регулятивных решений.
В России на постоянной основе ОРВ стала применяться с 2010 г. на федеральном уровне и пока проводится профильным департаментом Министерства экономического развития Российской Федерации.
Как утверждают эксперты, внедрение института ОРВ на региональном уровне является одним из приоритетов проводимой в России административной реформы в 2012 г. и последующих годах. И целью проведения данного мониторинга является изучение наблюдаемой активности субъектов РФ в этом направлении, и ее оценка.
Сам мониторинг делится на три блока, предусматривающих отдельные показатели. Это:
1. Мониторинг планов по внедрению института ОРВ в субъекте РФ
2. Мониторинг внедряемой модели ОРВ нормативных правовых актов в субъекте РФ
3. Мониторинг качества проведения ОРВ нормативных правовых актов в субъекте РФ
Таким образом, в первом раунде оценивание регионов проходило по 14 параметрам. Здесь важно отметить, что процедуры оценки регулирующего воздействия являются публичными мероприятиями.
Следовательно, информация была изучена на сайтах соответствующих субъектов и в ходе проведенного исследования были выявлены несколько лидеров по внедрению механизма ОРВ. К таковым можно отнести Вологодскую область,Ульяновскую область, Забайкальский край и Чувашскую Республику.
Стоит также особо отметить, что только в данных субъектах существует отдельная ссылка по оценке регулирующего воздействия (показатель «Наличие сайта по ОРВ»).
Наличие такого ресурса присутствует и в Республике Башкортостан, но по остальным показателям данный регион сильно уступает указанным «лидерам» мониторинга.
Также немаловажным фактором выступает выделение структурных подразделений в региональных органах власти для осуществления деятельности, связанной с оценкой регулирующего воздействия, когда во многих регионах существует проблема нехватки трудовых ресурсов в части обеспечения деятельности по ОРВ и возложения данных обязанностей на служащих министерств наряду с их действующим функционалом.
Необходимо обратить внимание и на то, что только на сайтах двух регионов осуществляется публикация заключений об оценке регулирующего воздействия, несмотря на то, что этот документ является публичным. Таковыми являютсяВологодская область и Забайкальский край. Но в этом показателе у данных регионов наблюдается резкий перекос: если в Забайкальском крае можно прочитать 23 заключения об ОРВ, то в Вологодской области в свободном доступе всего, лишь одно заключение об ОРВ.
Следующая группа регионов имеет в своем активе от двух до трех показателей, которые отмечены плюсами и будут оценены в следующем раунде мониторинга.
В список «отстающих» попали субъекты, у которых в наличии оказался один показатель либо не оказалось таковых вообще.
- В целом картина по внедрению механизма ОРВ в субъектах РФ пока достаточно пессимистична. В то же время необходимо отметить, что данный механизм находится на начальной стадии, и регионы только начинают понимать его необходимость и целесообразность, перенимать имеющийся зарубежный опыт и опыт на федеральном уровне РФ,- уверяют специалисты НИСИПП. - Для появления качественного и эффективного института ОРВ на уровне субъектов необходимо поэтапное исполнение всех мероприятий в рамках заложенных целей.
C полной версией мониторинга можно ознакомиться по адресу или в приложенном файле.