Мы продолжаем знакомить читателей с мнениями наших экспертов по вопросам, связанным с нынешним состоянием малого и среднего бизнеса в России. Сегодня мы беседуем об этом с Виктором Харченко.
- Виктор, мы только что опубликовали размышления об итогах прошедшего года для малого и среднего бизнеса Ильи Хандрикова и экономики в целом Александра Чепуренко. И Владимир Буев опубликовал на эту тему материал на «СЛОН.Ru», повторив его в более полном варианте на сайте деловой сети «I-business.ru». И каждый из них фактически задает вопрос: как нужно поддерживать отечественный малый и средний бизнес?
- Малый?
- Прежде всего, малый и средний.
Я скажу честно: на наших форумах, и весеннем, и осеннем, я с большим интересом слушал выступления людей, рассказывавших, как обстоят дела с поддержкой малого и среднего бизнеса в Польше.
- Я был на обоих форумах и слышал эти выступления.
- Почему у нас так не получается?
- У нас так не получится, потому что мы не зависим от этих людей.
Любая власть прислушивается, в первую очередь, к тем людям, которые влияют на доходы бюджета, проще говоря, платят основные налоги. К тем, кто приносит основные доходы от экспортной деятельности, от продаж на внутреннем рынке.
- И к тем, кто является политической силой.
- Я бы сказал, что политической силой у нас являются те, кто продает свою продукцию на Запад. Но эти люди не ориентированы на внутренний спрос.
Высокие цены на наших заправках связаны с абсолютно логичным желанием людей, работающих в крупных компаниях, заработать больше денег. А они их заработают, если будут гнать то же самое топливо на экспорт. И чтобы им выгодно было продавать топливо на внутреннем рынке, им нужно, чтобы разница цены экспортной с ценой внутренней была минимальна.
Понятно, что они являются сейчас мощнейшей политической силой. И ситуация эта будет продолжаться до тех пор, пока у нас не возникнет реальной силы, ориентирующейся на внутренний спрос. Тогда власть перестанет слушать только представителей крупных ориентированных на экспорт компаний. Тогда прекратится создание условий только для них. Власть вынуждена будет прислушиваться к мнению более широких слоев предпринимательского сообщества.
А ведь внутренний спрос – это уже не десятки, а сотни, тысячи и сотни тысяч компаний. И этим компаниям надо не чтобы на Западе увеличивался спрос на российское сырье, а чтобы увеличивались суммы в чеках наших сограждан, когда они приходят за покупками в магазин. Чтобы уровень их благосостояния рос, позволяя им приобретать больше товаров.
- Это понятно: любому продовольственному магазину выгодно, чтобы средний чек был, грубо говоря, на полторы тысячи, а не на 300 рублей.
- Да. И если у власти окажется политическая сила, представляющая интересы этого бизнеса, она будет стремиться к тому, чтобы благосостояние большинства граждан росло с каждым годом. Причем она будет заинтересована в этом не на бумаге, на которой напечатана предвыборная программа, а реально в своей работе.
Несколько лет назад, когда принималась концепция развития до 2020 года, меня очень сильно удивил тот факт, что в ней заранее предусмотрен ежегодный рост тарифов на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки.
В чьих интересах это делается? Опять же в интересах крупных структур, имеющих большое влияние. Если бы у нас имели влияние какие-то ассоциации малого бизнеса, то эти тарифы, как минимум, не росли бы выше уровня инфляции. Правда, это сейчас, вроде бы, поняли, как-то озвучили и собираются претворить в жизнь.
- Озвучить-то озвучили, но мне сейчас пришлось для одной статьи пересчитать повышение наших тарифов ЖКХ. Так вот: в Москве тарифы у нас повышаются в этом году дважды – 1 июля и 1 сентября. Главное – после президентских выборов. Повышение цен в столице за пользование жилым помещением будет зависеть от того, в какой зоне Москвы расположен дом. К первой зоне относятся дома в пределах Третьего транспортного кольца и некоторых других районах, ко второй зоне – остальная территория города. Оплата за пользование жилым помещением, принадлежащим столице, по договору социального найма, для жителей домов со всеми удобствами и лифтом в первой зоне с 1 июля повысится с 2,06 рубля до 2,58 рубля за 1 квадратный метр площади в месяц, во второй зоне – с 1,6 рубля до 2 рублей. Аналогичная палата за жилье с удобствами в домах без лифта повысится в первой зоне с 0,91 рубля до 1,14 рубля, во второй – с 69 копеек до 86 копеек.
Когда речь шла о повышении тарифов ниже уровня прошлогодней инфляции, премьер-министр назвал сумму 5%. Самые простые расчеты показывают: 5 % от суммы в 2 рубля 6 копеек составляет 10 плюс несколько сотых копеек. 42 копейки – это 20 % от указанной суммы. И 40 копеек во втором случае – это тоже отнюдь не 5 %. Ведь 5 % от рубля 60-ти копеек – это 8 копеек. Можно продолжать подсчитывать проценты с официально названных цифр, но итог будет один и тот же: вместо обещанных 5 % сумма получается где-то в четыре раза больше.
Не удержатся в рамках пятипроцентного повышения и другие тарифы. Холодная вода с 1 июля будет стоить 25,61 рубля за кубометр (сейчас 23,31 рубля), с 1 сентября – уже 26,75 рубля. Водоотведение с 1 июля 2012 года подорожает до 18,2 рубля за кубометр (сейчас 16,65 рубля), с 1 сентября следующего года – до 19 рублей. Стоимость кубометра горячей воды в домах, обслуживаемых ОАО "Мосэнерго" и ОАО "МТК", с 1 июля поднимется до 89,68 рубля (сейчас 84,62 рубля), с 1 сентября – до 93,38 рубля. Горячая вода в домах, обслуживаемых иными организациями, обойдется горожанам с 1 июля 2012 года в 111,44 рубля за кубометр (в настоящее время – в 105,45 рубля), с 1 сентября – в 116 рублей. Никакие тарифы меньше чем на 10 % не повысятся.
Тариф за пользование газом с июля составит 39,01 рубля на человека в месяц вместо нынешних 33,91 рубля в домах с газовыми плитами и централизованным отоплением. Речь опять идет о повышении, близком к 20 %.
Тариф за электроэнергию с 1 июля 2012 году возрастет с 3,79 рубля за кВт/ч в домах с газовыми плитами до 4,02 рубля. Жильцы домов с электрическими плитами с 1 июля следующего года будут платить уже 2,81 рубля за кВт/ч вместо нынешних 2,65 рубля.
Как ни считай, инфляцию этот рост перекрывает очень прилично. И я не думаю, что другие регионы в процентном отношении отстанут от Москвы.
- Но это – тарифы для граждан, я же говорю про бизнес.
- Думаете, есть большая разница?
- С этим вопросом, честно говоря, нужно разбираться отдельно. Понятно, что бизнес у нас субсидирует граждан, есть некое перекрестное субсидирование и внутри бизнеса. Более того, есть отдельные, более энергоемкие, отрасли, которые субсидируются менее энергоемкими отраслями. Есть многие перекосы.
Но, если бы у нас был политический спрос со стороны сильного малого бизнеса, как одной из важнейших составляющих экономики, то у нас была бы цель к 2020-му году эти тарифы не увеличить, а наоборот снизить.
Чем сейчас обосновывают рост тарифов? Тем, что нужны инвестиции в инфраструктуру этих самых крупных компаний. Для чего так нужны эти инвестиции? Для того, чтобы получать больше продукции для экспортной продажи.
Давайте честно скажем: когда мы объявили курс на модернизацию и диверсификацию экономики, все развитие пошло опять в ту же самую сторону. И сейчас, на мой взгляд, ситуация такова, что политический спрос на малый бизнес так и не появился.
Теперь, что касается самого малого бизнеса. Я не согласен с той точкой зрения, что огромное количество денег, выделенных малому и среднему бизнесу, выброшено на помойку.
- На эти цели за последние три года направлено было 124,5 миллиарда рублей только из федерального бюджета. Скажем прямо, отдача была более чем скромная.
- Моя позиция и состоит в том, что мы не можем понять, куда конкретно эти деньги пошли.
- Как уверяет нас ряд экспертов, 30% пошло на откаты.
- Официально эта точка зрения ничем не подтверждена. Нет ни одного опроса, который бы подтвердил эти цифры.
У нас на форуме люди упоминали один-два таких случая. Но из этого не следует, что это – общая тенденция. Да, ситуация со средствами, направленными на поддержку малого бизнеса, у нас не прозрачная. Причем не только с точки зрения, как они распределяются, но и с точки зрения, как и на что они влияют. Статистика малого бизнеса у нас еще не слишком развита. Возможно, это связано с серьезными издержками таких исследований. В итоге у нас получается, что данные за какой-нибудь 2008 год, встречающиеся в отчетах 2009 года одни, а в отчетах 2011 года уже другие, поскольку существуют некие досчет, пересчет и так далее. В итоге ситуацию нельзя оценить ни на макроуровне, ни на микроуровне, поскольку неясно, кому конкретно пошла эта поддержка.
Возможно, это – проблема осуществления полномочий: за что отвечает власть федеральная, за что – региональная, а что – компетенция муниципального уровня. А ведь надо принять программы, получить деньги федеральные, выделить деньги субъекта федерации. При этом необходимо придерживаться установленного федеральным центром русла, но при этом учитывать специфику каждого конкретного региона.
Поэтому, я считаю, необходимо решить проблему прозрачности всего процесса. И должна она решаться путем обеспечения прозрачных процедур выделения субсидий и грантов.
Продолжение следует.
Беседовал Владимир Володин