Приказом Минэкономразвития России от 7 июля 2015 г. № 454 утверждена Методика проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений), которая фиксирует минимальный набор требований, рекомендуемых для всех участников проведения публичных консультаций (ПК) и общественных обсуждений проектов актов (их концепций) или действующих актов.
Методика ПК распространяется на обсуждения в рамках постановлений Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318, от 25 августа 2012 г. № 851 и от 30 января 2015 г. № 83, т.е. как на проекты, обсуждаемые в рамках проведения оценки регулирующего воздействия, так и на те проекты, которые просто размещаются в Интернет в рамках раскрытия информации об их подготовке.
До появления Методики ПК не существовало минимальных стандартов, которые распространялись бы на все обсуждения. Фактически они устанавливались только в рамках ОРВ: в Методике оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. № 290 имеется раздел IV. Проведение публичных консультаций и составление отчета о публичных консультациях.
Методика ПК вводит стандарты для всех стадий: подготовка к проведению ПК; собственно, проведение ПК; подведение итогов ПК и учет предложений. В предлагаемой презентации рассмотрено, какие новые положения вводит данный документ по этим стадиям.
Но самым, пожалуй, новым является появление в Методике ПК механизма контроля (оценки) эффективности консультаций (обсуждений), проводимых ведомствами. По нему контроль за исполнением разработчиком правил проведения ПК выражается в общественной оценке эффективности деятельности разработчика по организации и проведению ПК, которую рекомендуется осуществлять общественному совету при ФОИВе. ФОИВ два раза в год готовит информационную справку, характеризующую проведение ПК, публикует ее и направляет в действующий при нем общественный совет, который дает оценку с выводами об эффективности проведения ПК.
К составлению справки можно подойти формально, собственно ее состав, описанный в Методике ПК так и делает (все-таки вводятся то минимальные! стандарты). Но орган власти, который стремиться показываться обществу открытым и эффективным, может подойти к вопросу более творчески и изложить состояние дел не в справке, а в докладе. В предлагаемой Вашему вниманию презентации изложена структура такого доклада, а также система оценки исполнения положений Методики ПК.
Нам представляется, презентация могла бы быть полезна в первую очередь именно таким органам власти федерального уровня. Вместе с тем в субъектах Российской Федерации с разветвленной системой общественных и публичных обсуждений проектов актов данные методы тоже вполне применимы. И, наконец, оценивать работу ведомств предстоит общественным советам и другим заинтересованным сторонам. Изложенные в презентации подходы могут быть интересны и им.