Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Мониторинги

Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2013 года

Файлы

Ежеквартальный информационно-аналитический доклад

Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства

Ф.С. Сайдуллаев

Февраль 2014

(с) 2001-2014 АНО «НИСИПП»

Авторские права на исследование принадлежат коллективу авторов АНО «НИСИПП». Воспроизведение, распространение, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения исследования или отдельных его частей разрешается только при условии обязательной ссылки на АНО «НИСИПП» и с указанием источника публикации.

Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ

  1. КОЛИЧЕСТВО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  2. СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  3. ОБОРОТ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
  4. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

  5. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    РИСУНОК 1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 100 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ НА 1 ОКТЯБРЯ 2012 Г. И 1 ОКТЯБРЯ 2013 Г.

    РИСУНОК 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ДОЛЕ СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ОБЩЕЙ СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2012 Г. И ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2013 Г.

    РИСУНОК 3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ОБОРОТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2012 Г. И ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2013 Г. С УЧЕТОМ СТОИМОСТИ ФИКСИРОВАННОГО НАБОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ (В % ОТ СРЕДНЕГО ПО РФ)

    РИСУНОК 4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ТЕМПАМ РОСТА/СОКРАЩЕНИЯ ОБОРОТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2013 Г. ПО СРАВНЕНИЮ С ЯНВАРЕМ-СЕНТЯБРЕМ 2012 Г. С УЧЕТОМ ИНДЕКСА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

    РИСУНОК 5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ПО ОБЪЕМУ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РАСЧЕТЕ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2012 Г. И ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2013 Г. С УЧЕТОМ СТОИМОСТИ ФИКСИРОВАННОГО НАБОРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ ДЛЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ (В % ОТ СРЕДНЕГО ПО РФ)

    ТАБЛИЦА 1. КОЛИЧЕСТВО МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА 100 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ НА 1 ОКТЯБРЯ 2012 Г. И 1 ОКТЯБРЯ 2013 Г. ПО РЕГИОНАМ РФ

    ТАБЛИЦА 2. СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЗАНЯТЫХ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ (БЕЗ УЧЕТА СОВМЕСТИТЕЛЕЙ И РАБОТАЮЩИХ ПО ДОГОВОРАМ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА) В РЕГИОНАХ РФ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2013 Г.

    ТАБЛИЦА 3. ОБОРОТ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНАХ РФ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2013 Г.

    ТАБЛИЦА 4. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В РЕГИОНАХ РФ В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2013 Г.

Введение

Предлагаемый доклад продолжает серию докладов, основанных на ежеквартальных данных Федеральной службы государственной статистики об уровне развития малого предпринимательства в регионах Российской Федерации. Подготовка докладов осуществляется автономной некоммерческой организацией «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (АНО «НИСИПП») с 2002 года.

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

- для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Отнесение к категории субъектов малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием и изменяется только в случае, если показатели выше или ниже предельных значений, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

После подведения результатов сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения были сохранены на прежнем уровне и определены следующим образом1:

- для микропредприятий – 60 млн. рублей;

- для малых предприятий – 400 млн. рублей.

Ввиду отсутствия полных статистических данных (в квартальном разрезе) в докладе не учитываются индивидуальные предприниматели и микропредприятия2.

Для оценки текущей ситуации используются следующие показатели:
- прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 октября 2012 г. по 1 октября 2013 г.;
- увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в январе-сентябре 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г.;
- рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-сентябре 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г.;
- рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-сентябре 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г.

Для учета инфляции показатели объемов оборота и инвестиций в основной капитал корректировались на региональные индексы потребительских цен.

Используемые сокращения: АО – автономный округ, ИОК – инвестиции в основной капитал на малых предприятиях, ИПЦ – индекс потребительских цен, МП – малые предприятия, СН – стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности3, РФ – Российская Федерация, ФО – федеральный округ.


1 В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 201-р сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводилось Федеральной службой государственной статистики во II квартале 2011 года (по итогам 2010 года).

2 В соответствии с Федеральным планом статистических работ (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р) агрегирование официальной статистической информации об основных показателях деятельности индивидуальных предпринимателей и об основных показателях деятельности микропредприятий осуществляется на ежегодной основе.

3 Использование при расчете значений рассматриваемых в докладе показателей стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности позволяет учитывать межрегиональные различия в уровне потребительских цен и обеспечивает возможность для сравнения региональных значений показателей между собой.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости