Содействие развитию малого и среднего бизнеса является одним из основных приоритетов социальной и экономической политики, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
Концепция предусматривает реализацию комплекса мер институционального характера, включающего развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов.
Иными словами, развитие малого и среднего предпринимательства и его переход на качественно новый уровень является важной государственной задачей и требует повышения эффективности государственной политики в данной сфере. В свою очередь осуществление эффективной государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства требует всестороннего понимания внутренних процессов, происходящих в секторе, а также видения ситуации с позиций самих предпринимателей.
Специалисты Национального института системных исследований проблем предпринимательства имеют значительный опыт информационно-аналитической, методической и организационной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
С 2001 года, с момента создания организации, было реализовано свыше 130 проектов, направленных на изучение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и содействие развитию малого и среднего бизнеса. Специалистами Института в ходе реализации различных проектов проводились анализ нормативно-правового регулирования в данной сфере (как на федеральном, так и на региональном уровне), изучение соответствующей правоприменительной и судебной практики, разрабатывались программы поддержки развития малого предпринимательства, предложения по корректировке действующих нормативных правовых актов (федеральных и региональных), направленные на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и сокращение административных барьеров.
Возможными направлениями работ НИСИПП в области поддержки развития малого и среднего предпринимательства являются:
1. Разработка программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования), включая:
- муниципальные программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства;
- программы стимулирования внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий;
- программы поддержки малых инновационных предприятий, включая создание инфраструктуры поддержки.
2. Cовершенствование нормативно-правового регулирования в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, включая:
- внедрение в деятельность органов государственной власти механизмов оценки регулирующего воздействия разрабатываемых нормативных правовых актов на условия ведения предпринимательской деятельности и развитие конкурентной среды;
- экспертизу действующих и разрабатываемых нормативных правовых актов на предмет соответствия иным нормативным правовым актам, включая подготовку предложений, направленных на ликвидацию административных барьеров, препятствующих деятельности субъектов МСП;
- оптимизацию процедур осуществления государственных полномочий, связанных с регулированием предпринимательской деятельности, в том числе осуществления контрольно-надзорной деятельности и перевод государственных (муниципальных) услуг в электронную форму.
3. Оценка уровня развития малого и среднего предпринимательства в регионе, в том числе:
- анализ статистических показателей развития малого и среднего бизнеса, его отраслевой структуры;
- оценка эффективности и результативности реализуемых мер поддержки малого и среднего бизнеса, их влияния на социально-экономическое развитие региона;
- составление прогнозов развития малого и среднего бизнеса в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
4. Опрос субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки), в том числе:
- выявление актуальных проблем, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- анализ потребности предпринимателей в различных мерах поддержки, в том числе в заемных средствах;
- оценка уровня затрат на преодоление административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства;
- проведение мониторинга деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оценка потенциального влияния на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства и на экономику региона последствий от вступления России в ВТО.
5. Изучение потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в привлечении заемного финансирования, в том числе:
- выявление текущих потребительских предпочтений субъектов МСП в области финансовой поддержки;
- анализ рынка кредитования субъектов МСП, в том числе оценка спроса на различные виды финансовых услуг;
- оценка спроса на услуги микрофинансовых и гарантийных организаций;
- оценка осведомленности субъектов МСП о видах поддержки, предоставляемых микрофинансовыми и гарантийными организациями;
- определение основных причин недостаточного спроса на услуги различных организаций среди субъектов МСП и выявление перспективных каналов продвижения таких услуг.
6. Создание методических основ для развития технологий микрофинансирования малых предприятий, в том числе:
- разработка нормативных правовых актов и программных документов, направленных на развитие микрофинансирования;
- оценка эффективности действующих программ развития микрофинансирования;
- изучение потребностей и спроса на услуги по микрофинансированию и оценку объема и емкости рынка микрофинансовых услуг для малого бизнеса.
7. Подготовка технико-экономических обоснований и иных документов, необходимых для создания институтов развития и объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включая:
- инвестиционные фонды (прямых, смешанных или венчурных инвестиций);
- фонды микрофинансирования;
- гарантийные фонды (фонды поручительств);
- иные объекты инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные и инвестиционные площадки и т.д.).
9. Выявление, разработка и тиражирование цифровых решений, стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства.
10. Анализ мирового опыта развития МСП для выявления лучших практик, применение которых возможно и перспективно в России.
11. Разработка и сопровождение инвестиционных проектов под ключ (от идеи до момента привлечения финансирования, в т.ч. по льготным программам).