исследований проблем предпринимательства
Авторы: О.М. Шестоперов, С.В. Смирнов
Август 2013
© 2013 АНО «НИСИПП»
Авторские права на исследование принадлежат коллективу авторов АНО «НИСИПП». Воспроизведение, распространение, перевод, переработка, доведение до всеобщего сведения исследования или отдельных его частей разрешается только при условии обязательной ссылки на АНО «НИСИПП» и с указанием источника публикации.
Содержание
Ключевые события июля 2013 года
1. Принятие порядков (положений) проведения оценки регулирующего воздействия проектов актов и экспертизы (оценки) действующих актов в субъектах РФ в марте – июле 2013 г.
2. Особенности выбранных моделей организации проведения ОРВ в субъектах РФ
3. Количество проведенных оценок проектов актов в субъектах РФ
4. Сайты субъектов РФ, посвященные ОРВ
5. Необходимые шаги по развитию федеральной нормативной правовой базы внедрения ОРВ в субъектах ОРВ и другие направленные на это меры
6. Часто задаваемые вопросы, связанные с организацией ОРВ
Приложение 1. Разделы сайтов уполномоченных органов субъектов Российской Федерации, посвященные оценке регулирующего воздействия
Ключевые события июля 2013 года
С марта 2013 года, к которому относятся результаты предыдущего 3 раунда Мониторинга, прошло почти полгода. На уровне экспресс-анализа мы решили посмотреть, что происходило в субъектах РФ за этот период. Тем более что данный период ознаменовался двумя важнейшими событиями в сфере оценки регулирующего воздействия (ОРВ).
- На федеральном уровне: с 1 июля 2013 года вступили в действие Правила проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. №1318, закрепившим модель ОРВ, при которой федеральные органы исполнительной власти – разработчики проектов нормативных правовых актов играют важнейшую роль в проведении оценки.
- На уровне субъектов РФ и муниципалитетов: принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. №176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ”Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и Федеральный закон ”Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов», последовательно вводящий оценку регулирующего воздействия проектов актов и экспертизу действующих нормативных правовых актов в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. №176-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2014 г. проекты нормативных правовых актов субъектов РФ (далее – проекты актов), затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат ОРВ. Установлены цели оценки такие же, что и на федеральном уровне. Также устанавливается, что нормативные правовые акты субъектов РФ, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе.
ОРВ и экспертиза в субъекте РФ проводится в порядке, установленном нормативными правовыми актами данного субъекта РФ. Методическое обеспечение деятельности по проведению ОРВ и экспертизы нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Минэкономразвития России. Им же, согласно закону, в том числе осуществляется разработка методических рекомендаций по внедрению процедуры и порядка проведения ОРВ и в субъектах РФ.
Принятие Федерального закона именно в период весенней сессии Государственной Думы было важным для развития ОРВ в субъектах РФ. Дело в том, что, как показала практика субъектов РФ, уже утвердивших порядок проведения ОРВ, внедрение данного механизма в процесс подготовки нормативных правовых актов является длительным процессом. В таких субъектах РФ потребовалось от 2 до 3 месяцев на подготовку и утверждение базового пакета нормативных правовых актов по ОРВ, а первые оценки были при этом произведены спустя еще несколько месяцев после утверждения порядка. Соответственно у субъектов РФ при дальнейшем переносе рассмотрения проекта Федерального закона оставалось бы крайне ограниченное время для его исполнения и начала проведения ОРВ с 1 января 2014 г., которого могло бы быть недостаточно.
Следует отметить, что субъекты РФ могли вводить ОРВ в отношении проектов актов регионального уровня, а также уже действующих актов, и без принятия указанного закона. Для этого действовали Методические рекомендации по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2012 г. № 623. Что некоторые регионы, как зафиксировано в предыдущих раундах Мониторинга, и делали. Принятый Федеральный закон призван закрепить и сделать обязательным уже начавшийся процесс.