Общее замечание: хорошо прописаны меры, направленные на борьбу против барьеров, вызванных сугубым головотяпством, административным зудом, но их соверщенно не достаточно, когда речь идет о барьерах, выстраиваемых в корыстных целях.
В частности:
"Борьба с коррупцией" - пора перестать говорить о "борьбе с коррупцией", это - вчерашняя проблема (конец 1990-х гг.). Сегодняшняя - гораздо серьезнее: захват бизнеса представителями государственных органов, бюрократией. Частного бизнеса, принадлежащего только его титульным владельцам, уже почти не осталось - везде "позади" присутствует какой-нибудь начальник - лично, но чаще через свата или брата. И он уже не просто эпизодически отнимает часть выручки, что компенсируется перекладыванием потерь в конечную цены, а регулярно пилит доход.
Здесь уже регламенты и снижение барьеров не дадут результата. Нужна "реприватизация" бизнеса, его возврат под контроль самих предпринимателей. С этой целью нужно существенно усилить все, что касается создания условия для развитяи альтернативных площадок (СРО и проч.), передача полномочий по мониторингу и оценке эффективности госполитики общественно-государственным институтам (типа предпринимательских палат, построенных по принципу Общественной палаты), включая контроль за имуществом и расходами госбюрократии (анонимная "красная кнопка", на которую можно было бы посылать сигналы об "отъеме" бизнеса).
- Изъяны бюджетного федерализма. Территории имеют мандаты в области социальной политики, образования. здравоохранения и т.д., но не имеют денег на финансирование этих мандатов. Поэтому даже самые порядочные губернаторы и их команды вынуждены обкладывать бизнес дополнительной данью - в том числе, и через административные барьеры. Превращение России из унитарного в федеральное государство на практике, а не в декларациях может ослабить эту потребность в вымогательстве.