Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Дмитрий Павлов, эксперт НИСИПП. ОРВ – нулевой цикл строительства нового института

Проекты, связанные с оценкой регулирующего воздействия (ОРВ) занимают все большее место в работе НИСИПП. В 2011 году институт реализовал ряд региональных проектов (в частности, для Вологодской и Липецкой областей, Чувашской республики), включавших в себя работы по ОРВ. Не так давно стали известны первые результаты такой работы в Чувашии.
Прокомментировать работу над проектом в этом регионе и ситуацию в целом мы попросили Дмитрия Павлова.

- Итак, в Чувашии создают институт оценки регулирующего воздействия, предложения по внедрению которого, как я понимаю, для них готовил наш институт.

- Да, в прошлом году в рамках проведения административной реформы на территории Чувашской Республики институтом реализовывался проект, одним из компонентов которого являлось методическое обеспечение внедрения ОРВ в механизм принятия решений органов государственной власти республики. В рамках компонента были подготовлены предложения по организационной модели ОРВ, порядку проведения оценки регулирующего воздействия. Кроме этого, десантом экспертов во главе с заместителем генерального директора НИСИПП Николаем Смирновым…

- А сейчас уже занимающимся проблемами ОРВ в Минэкономразвития.

- Совершенно верно. … Для государственных служащих республиканских органов власти был проведен семинар по вопросам оценки регулирующего воздействия. В рамках данного семинара Николай Смирнов сделал подробный доклад: что такое ОРВ, для чего применяется. Рассказал об опыте внедрения ОРВ на федеральном уровне, о тенденциях, просматривающихся на региональном уровне. По прошествии времени мы видим, что результаты нашей работы над проектом начинают использоваться и внедряться. В частности, стоит отметить подготовку проекта постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «Об организационных мероприятиях по внедрению оценки регулирующего воздействия».

- Мы не так давно беседовали с Николаем Смирновым на тему внедрения ОРВ, и он сказал, что очень многое в этом вопросе зависит от выделяемых средств.

- Несомненно. Мы прекрасно понимаем, что создание нового института должно сопровождаться вливанием ресурсов: ресурсов человеческих – нужны компетентные отраслевые специалисты, способные проводить оценку регулирующего воздействия, и ресурсов финансовых: нужны деньги на оплату труда, обучение специалистов, методическую поддержку.

- А деньги поступают в ограниченных количествах?

- Да, для многих субъектов РФ вопросы финансирования мероприятий, направленных на совершенствование госуправления – не столь приоритетный вопрос. Есть куда более насущные задачи в условиях ограниченности региональных бюджетов. Расширение штатов, создание нового структурного подразделения, занимающегося вопросами ОРВ – это сложная задача.

- Как я понимаю, это беда многих российских регионов. Ведь у нас большинство регионов дотационные.

- Это – беда, в том числе, порожденная выстроенной централизованной федеральной моделью распределения бюджетных средств. Но раз федеральный центр сказал: нужна система ОРВ, значит, регионы постараются ее создать и внедрить.

- Стараются выбить под это средства.

- И это тоже. В этом году оценка регулирующего воздействия обозначена одним из приоритетных направлений в рамках административной реформы. Мало того, в соответствии с майским указом Президента Владимира Путина «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ поручено до 1 января 2013 г. обеспечить реализацию мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие института ОРВ проектов нормативных правовых актов. В частности, необходимо обеспечить развитие на региональном уровне процедур ОРВ проектов нормативных правовых актов, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов, имея в виду законодательное закрепление таких процедур в отношении региональных органов государственной власти – с 2014 года, органов местного самоуправления – с 2015 года.

- Полагаю, что в текущем году пока нет проектов по тематике ОРВ?

- Да. Полагаю, проекты по тематике пойдут во втором полугодии. А пока институт занимается инициативными разработками по направлению ОРВ. В качестве примера можно привести мониторинг внедрения института оценки регулирующего воздействия в механизм принятия решений в регионах РФ, в рамках которого мы пытаемся проследить соответствующие подвижки регионов.

- И что там происходит?

- В большинстве случаев (за маленьким исключением) регионы находятся на нулевом этапе – проводится подготовка к закладке фундамента будущего института ОРВ в регионе. Подробнее о ситуации можно узнать из первого раунда мониторинга.

- Тогда у меня вопрос такой: до сих пор, насколько я помню, институтом проводился мониторинг и составлялись рейтинги по таким традиционным показателям, как развитие малого и среднего предпринимательства, инвестиционный климат и так далее. Но всегда речь шла о том, что уже устоялось. А сейчас вы пытаетесь мониторить то, что сегодня только начинается.

- Да, сейчас мы мониторим процесс создания института ОРВ в регионах с нуля.

- Это работа на будущее?

- Разумеется. Благодаря этому мониторингу регионы смогут увидеть свое место на пути становления такого института, как ОРВ, оценить свои позиции в сравнении с другими регионами.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости