Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке. Тезисы выступления Министра экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на Всероссийском форуме, 26 мая 2008 г.

Уважаемые участники заседания!

Уважаемые предприниматели!

Позвольте от имени Министерства экономического развития Российской Федерации поздравить вас с профессиональным праздником - Днем российского предпринимательства!

Этот праздник - не дань моде, а оценка многолетней работы миллионов россиян, которые смогли собственным трудом сформировать новые экономические отношения, создали основы новой экономики страны.

Дата Дня российского предпринимательства - 26 мая - это дата принятия в 1988 году Закона СССР "О кооперации в СССР". Это был первый закон, который после значительного перерыва закрепил свободу предпринимательской деятельности. И сегодня мы вместе подводим итог 20-летней истории малого предпринимательства в России, решаем задачи современного этапа и обсуждаем планы на будущее.

Предпринимательство - это уникальное сочетание независимости и ответственности, инноватики и стабильности.

Малый и средний бизнес - это целый класс людей, которые задают позитивный настрой в жизни общества: они воспринимают развитие собственного дела как часть общего социального, политического и экономического успеха страны. Особенно заметно это на уровне муниципалитетов: там, где появляются малые и средние компании, возрождается жизнь местного сообщества.

Конечно, бурный рост малых компаний пришелся на начало 90-х годов, когда малый бизнес выполнял в основном социальную функцию - обеспечение трудовыми местами безработных.

Но и в последние 10 лет компании малого бизнеса демонстрируют темпы роста, превышающие общеэкономические показатели. Так, ежегодное увеличение занятых в секторе малых компаний в 8 раз выше, чем по всем компаниям, а инвестиционная активность в 3 раза больше ежегодных темпов роста инвестиций в основные фонды по экономике в целом. Каждая третья компания в стране и каждый четвертый занятый трудятся в малом бизнесе.

Сложились целые отрасли экономики, в которых малые предприятия осуществляют выпуск основной части продукции. Так, в строительстве 97% компаний - малые, 50-60% объема рынка металлопластиковых окон - компании малого бизнеса, предприятия производят более 30% витаминизированной цельномолочной продукции, почти 70% рыбы охлажденной. В сельском хозяйстве этот сектор дает около 60% валовой продукции.

Конечно, данные цифры - не повод для спокойствия.

По-прежнему бизнес-сообщество отмечает значительные затраты, связанные с выполнением противоречащих друг другу и трудно объяснимых норм и правил.

Да и само число малых компаний пока существенно отстает от показателей экономически развитых стран. И речь идет не только о простом математическом сравнении количества компаний. В экономике всех стран - экономических лидеров - малый и средний бизнес производит не менее половины валового национального продукта.

Достижение амбициозной цели - войти к 2020 году в пятерку лучших стран-лидеров для России - невозможно без формирования развитого сектора малых компаний.

И вот почему.

Во-первых, малый бизнес критически важен для развития конкуренции. В наших условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые компании, - чуть ли не единственный фактор конкуренции. Малый бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку гораздо быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш, новых потребностей.

Во-вторых, малые компании - эта та среда, откуда в перспективе "вырастают" и средние компании, и крупные глобальные корпорации.

В-третьих, малый бизнес во всех странах является своего рода "полигоном" для инноваций. И это качество малого бизнеса, без преувеличения, является критически важным для успеха инновационного "перехода".

И наконец, малый бизнес - основа для формирования среднего класса, а значит, для формирования в стране массового социального строя, заинтересованного в политической стабильности, развитии демократических основ, повышении качества человеческого капитала и реализации модернизационной повестки дня в экономике.

Именно поэтому развитию малого бизнеса уделяется беспрецедентное внимание политического руководства страны.

Достаточно назвать заседание президиума Государственного совета Российской Федерации 27 марта 2008 года в г.Тобольске, один из первых Указов Президента Российской Федерации об устранении административных барьеров и формирование Правительственной комиссии во главе с первым вице-премьером Правительства Российской Федерации.

Нами сформирован Комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Он включает свыше 100 мероприятий в области общего регулирования предпринимательской деятельности и в приоритетных сферах предпринимательской деятельности.

Назову лишь первоочередные меры, которые будут приняты в ближайшее время.

Мы переходим от разрешительного порядка открытия нового дела к уведомительному. Государство отказывается от мелочной опеки, которая превратилась в систему всеобъемлющего и жесточайшего надзора, в пользу действительно партнерских отношений с бизнесом. Но это партнерство означает и повышенную взаимную ответственность: больше свободы, но и больше ответственности.

Для решения этой проблемы уже в 2008 году в июне будут подготовлены проекты законов и необходимых региональных и муниципальных нормативных актов, направленных на формирование преимущественно уведомительного порядка начала деятельности хозяйствующего субъекта. Сотни согласований, необходимые для открытия дела, должны остаться в прошлом.

Многие государственные механизмы, в частности лицензирование, не выполнили своей основной задачи - защиты прав третьих лиц и их имущества от потенциальной опасности определенных видов предпринимательской деятельности. Мы будем активно заменять такие меры государственного регулирования страхованием, финансовыми гарантиями, саморегулированием бизнеса. Но это не должно стать излишним финансовым бременем.

Частокол обязательных норм и сертификатов в ближайшее время будет сокращен как минимум на треть. Имя производителя, а не печать государственного органа - вот что станет гарантией качества основной части потребительских товаров.

Сейчас более половины предпринимателей считают систему государственного контроля губительной для малых компаний, а работа контролеров уже вошла в народные анекдоты.

Система государственного контроля за предпринимательской деятельностью претерпит радикальные изменения. Предстоит изменить идеологию контроля от карательной психологии к функциям идеологии аудитора и консультанта. Помочь, а не наказать - вот цель проверки.

И прежде всего мы решим один из самых сложных вопросов - существенно ограничим контроль органов милиции на потребительском рынке.

Мы будем настаивать на том, чтобы милиция была "освобождена" от трудоемких проверок санитарных книжек, соблюдения требований проектной документации и нормативных документов в области строительства, технических норм и правил, контроля за работой с денежной наличностью и порядком ведения кассовых операций, основаниями для получения кредита. Всего - по 32 составам административных правонарушений.

Одновременно будут полностью исключены внепроцессуальные права органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся проверок субъектов предпринимательской деятельности. Ни один милиционер не сможет проводить проверку и изымать документы вне установленных законом оснований и процедур.

Уверена, вы поддерживаете эти меры.

Необходимо отметить, что ряд решений уже приняты Правительством Российской Федерации.

Одобрен законопроект об отмене обязательного применения контрольно-кассовой техники плательщиками единого налога на вмененный доход. Это не только сэкономит компаниям не менее 30 млрд. рублей ежегодно, но и исключит сами проверки использования ККТ.

Также принято постановление Правительства Российской Федерации о порядке применения бланков строгой отчетности. Им впервые предоставляется право каждому предпринимателю самостоятельно изготавливать бланки. Это решение облегчит жизнь тысяч химчисток, ателье, предпринимателей, ремонтирующих обувь.

В условиях российской экономики заградительные требования устанавливают и монополии. И здесь еще один сложный вопрос - обеспечение доступа к объектам инфраструктуры (электросетевое, газовое хозяйство, коммунальная инфраструктура). Сейчас это долго, дорого и не прозрачно.

И по данному вопросу есть прогресс. Мы готовы обеспечить простоту и объективность определения технологических условий, внедрить систему "одного окна" и существенно сократить плату при присоединении к электросетям для малых предприятий, потребляющих до 100 КВт.

Хотя острота налоговых проблем сейчас ниже, чем 2-3 года назад, но работа по данному направлению не остановлена.

Сегодня Правительством одобрены изменения в упрощенную систему налогообложения.

Они предполагают:

- отмену ежеквартального предоставления отчетов предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения (сохраняется ежегодная налоговая декларация). Это решение сократит отчетность в 4 раза;

- предпринимателям, применяющим патент, предоставляется право нанимать до 5 человек работников.

Расширяются виды предпринимательской деятельности, по которым разрешено применение патента (с 61 до 70) с одновременным предоставлением права воспользоваться патентом предпринимателями, осуществляющими несколько видов предпринимательской деятельности.

На практике нововведения позволят сократить издержки на составление налоговой отчетности, снизят риски налогового контроля, создадут предпосылки для вывода из тени семейного бизнеса.

В сфере интересов Правительства Российской Федерации и вопросы развития финансовых инструментов для предпринимательства.

Дефицит доступных кредитов на развитие дела и небольших займов для старта будем снижать за счет формирования системы гарантийных фондов в каждом регионе, законодательного обеспечения микрофинансирования, широкомасштабных программ Банка развития, Сбербанка России и ВТБ.

Знаю, что для многих предпринимателей сейчас остро стоит вопрос об участии в приватизации арендуемых длительное время государственных и муниципальных помещений.

И здесь позиция Правительства Российской Федерации четко обозначена - поддержан законопроект, предусматривающий преференции малым предприятиям.

Сегодня каждый день для тысяч предпринимателей начинается с вопроса: продлят или нет аренду. Мы должны убрать почву для таких страхов. Все арендуемые малым и средним бизнесом помещения будут включены в специальные региональные и муниципальные фонды. Имущество данных фондов будет предоставляться предпринимателям на долгосрочной и льготной основе.

Приватизация этого имущества только при обязательном предоставлении права на первоочередное приобретение имущества арендатором. Порядок такой приватизации будет определен на региональном уровне. Устанавливается минимальное требование, позволяющее воспользоваться данным правом, - 3-х-летнее добросовестное исполнение арендных обязательств.

Мы не намерены ограничиваться только решением общепредпринимательских проблем.

В наших ближайших планах придание импульса в развитии малого бизнеса в строительстве и жилищно-коммунальной сфере; здравоохранении и социальных услугах; научной сфере и инновациях; промышленности; сельском хозяйстве.

С 2005 года федеральным Правительством совместно с региональными властями реализуется программа финансовой поддержки малого бизнеса.

Основной ее акцент - это формирование специализированной инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Уже открыт 41 бизнес-инкубатор. Это значит, что для предпринимателей подготовлены 5 000 оснащенных современным оборудованием рабочих мест.

Создан 21 региональный венчурный фонд. Это значит, что общий объем предлагаемых для инвестирования в малые компании средств составляет 8,4 млрд. рублей. Первые венчурные проекты малых компаний получили поддержку на 430 млн. рублей.

Уже начали работу 23 региональных фонда гарантий. Это позволило только за один год обеспечить кредитование малых стартующих компаний в размере 5,5 млрд. рублей.

Свыше 400 малых компаний - экспортеров поддержано субсидиями, направленными на помощь при продвижении продукции на рынки иностранных государств.

Считаем, что программа на 2009-2011 год должна быть существенно увеличена.

Все эти меры позволят создать условия для появления к 2020 году 6 млн. малых и средних компаний к 2020 году.

Безусловно, такие масштабные задачи могут быть решены только сообща. Мы готовы пройти эту дорогу вместе.


Источник - Ресурсный центр малого предпринимательства со ссылкой на Вести.Ru

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости