Авторы: Байтенова А.А., Буев В.В., Крючкова П.В., Мигин С.В., Обыденов А.Ю., Раицкая Е.В., Скрипичников Д.В., Смирнов Н.В., Шамрай А.А.
Руководитель проекта: Мигин С.В.
Москва, 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ АСПЕКТОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ
- АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ И ПОЛОЖЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНОЙ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
- ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЧЛЕНОВ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ФОНДОВ, ОБЩЕСТВ ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ
- АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФУНКЦИИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
1.3. ДОБРОВОЛЬНОЕ И ДЕЛЕГИРОВАННОЕ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
1.4. ВЫВОДЫ
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СРО НА ОСНОВАНИИ РАССМАТРИВАЕМЫХ ЗАКОНОВ
2.2. ВЫВОДЫ
3.1. АНАЛИЗ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ
3.2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНОЙ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И СУЩЕСТВУЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН В ЧАСТИ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАНЕСЕННОГО СУБЪЕКТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЩЕРБА
3.3. ВЫВОДЫ
4.1. ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ
4.2. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫХ И ИНЫХ ФОНДОВ, А ТАКЖЕ ОБЩЕСТВ ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ
4.3. ВЫВОДЫ
5.1. США
5.2. АВСТРАЛИЯ
5.3. КАНАДА
5.4. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
5.5. ВЫВОДЫ
Введение
Реализуемая в настоящее время политика дерегулирования направлена на снижение степени государственного вмешательства в ход экономических процессов, исходя из так называемой презумпции нецелесообразности государственного регулирования. Логика преобразований предполагает последовательное проведение в жизнь принципа обоснованности государственного воздействия на экономику с использованием законного права принуждения (регулирования). Оптимизация государственного регулирования осуществляется в соответствии с принципами обязательной, максимально полной и эффективной реализации действительно необходимых функций государственного регулирования с параллельным сокращением вмешательства в сферы, где несовершенства рыночного механизма минимальны либо не проявляются вовсе (упразднением избыточных функций), что в конечном итоге будет служить основной цели - сокращению административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства.
В связи с этим остро стоит вопрос об упразднении избыточных функций государственного регулирования и о передаче части функций государственного регулирования на рынок, руководствуясь критериями важности поставленных задач и экономической эффективности. Практическое выражение указанные приоритеты нашли в рамках реализуемой политики дерегулирования, в частности:
- в "пакете Грефа" - Федеральных законах "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О государственной регистрации юридических лиц" и "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
- в Федеральном законе "О техническом регулировании";
- в мероприятиях по проведению административной реформы, реформы государственной службы, системы бюджетирования и местного самоуправления, разграничению функций между уровнями власти;
- в преобразовании системы налогообложения;
- в преобразованиях, связанных со вступлением в ВТО.
Дерегулирование экономики предполагает развитие механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики как альтернативы прямому государственному регулированию. Саморегулирование, рассматриваемое как институт, в рамках которого группой экономических агентов устанавливаются легитимные регулирующие хозяйственную деятельность правила и контролируется их исполнение, позволяет эффективно решить ряд важнейших задач. С теоретической точки зрения саморегулируемые организации в состоянии преодолевать изъяны (провалы) рынка и содействовать реализации целей социальной политики с меньшими издержками, чем в случае прямого государственного регулирования, что обусловлено уменьшением вероятности проявления изъянов государства. Вполне очевидно, что в данном случае развитие саморегулирования обеспечивает повышение общественного благосостояния и темпов экономического роста. Вместе с тем существует возможность возникновения негативных эффектов функционирования саморегулируемых организаций, что, в первую очередь, связано с возможным ограничением конкуренции. Выбор конкретной регулирующей опции, направленной на решение определенной задачи государственного регулирования, либо принятие решения о передаче функции на рынок/задействовании механизмов саморегулирования должны осуществляться на основе сопоставления масштабов проявления изъянов рынка и изъянов государства и проведения многоаспектного анализа с точки зрения важности решаемых задач, выгод, издержек (соотношения затраты-результат) и рисков с обязательным изучением возможных альтернатив и учетом воздействия регулирующего решения на все заинтересованные стороны (в самом общем виде - хозяйствующих субъектов, потребителей и государство) с целью установления баланса интересов. Содержательной основой, на которой должна строиться процедура доказательства необходимости вмешательства в предпринимательскую деятельность и выбора оптимальной опции, является оценка регулирующего воздействия.
Развитие института саморегулирования в рамках отечественной хозяйственной системы имеет относительно короткую историю, что связано с исторически обусловленными характеристическими свойствами последней. Вместе с тем накоплен достаточно обширный опыт, связанный с функционированием различного рода профессиональных ассоциаций, которые обладают некоторыми присущими саморегулируемым организациям чертами. Первые собственно саморегулируемые организации возникли как объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг с принятием в 1996 г. Федерального закона "О рынке ценных бумаг". В настоящее время в различных секторах экономики функционирует значительное число объединений субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности (фактически являющихся саморегулируемыми организациями), деятельность которых отчасти регулируется рядом отраслевых законов, а отчасти - лишь нормами гражданского законодательства.
Исходя из основных целей реформы системы регулирования, а также в силу возрастания роли института саморегулирования в национальной экономике, становится очевидной необходимость законодательного оформления деятельности саморегулируемых организаций и содействия дальнейшему развитию профессиональных ассоциаций, являющихся инструментом саморегулирования секторов экономики (параллельно препятствуя проявлению негативных эффектов). Одновременно с целью повышения качества правового регулирования, обоснованности и адекватности принимаемых решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в целом и саморегулируемых секторов экономики в частности необходимо изучать теоретические основы их функционирования, анализировать и обобщать существующий позитивный зарубежный опыт (в экономически развитых странах внедрение элементов саморегулирования происходило эволюционно на протяжении длительного периода и, соответственно, накоплен значительный опыт в этой сфере).
Целью настоящего исследования является содействие дальнейшему улучшению политики в области регулирования деятельности саморегулируемых организаций через изучение теоретических аспектов их функционирования, обобщение существующего отечественного и зарубежного опыта и разработку предложений по совершенствованию законодательства в области саморегулирования предпринимательской деятельности.
Первый раздел отчета посвящен изучению общих аспектов возникновения и функционирования саморегулируемых организаций, включающему в себя анализ возможных сфер деятельности саморегулируемых организаций и перспективы сокращения объемов государственного регулирования с передачей части регулирующих функций на уровень профессиональных ассоциаций, являющихся инструментом саморегулирования различных секторов экономики.
Во втором разделе приведен анализ нормативной правовой базы федерального уровня, регулирующей образование и функционирование профессиональных ассоциаций, которые являются инструментом саморегулирования различных секторов экономики, на предмет выявления положительных аспектов нормативно-правового регулирования, пробелов и недостатков, подлежащих устранению, а также положений, требующих усовершенствования.
В третьем разделе представлен анализ практики применения норм и положений действующего законодательства и иной нормативной правовой базы федерального уровня о саморегулируемых организациях, в частности, анализ арбитражной практики и изучение законодательства на предмет практической реализации отдельных положений и существующих возможностей по защите прав и законных интересов граждан в части возмещения нанесенного субъектами профессиональной/предпринимательской деятельности ущерба.
Четвертый раздел отчета посвящен анализу проблем, с которыми сталкиваются саморегулируемые организации, их члены и органы государственной власти в связи с развитием механизма саморегулирования и страхования рисков.
В заключении предложены направления совершенствования законодательства в области саморегулирования предпринимательской деятельности.
В рамках настоящего исследования при проведении анализа практики применения норм и положений действующего законодательства и иной нормативной правовой базы федерального уровня о саморегулируемых организациях, а также выявления проблем, с которыми сталкиваются саморегулируемые организации, их члены и органы государственной власти в связи с развитием механизма саморегулирования и страхования рисков, особое внимание было уделено профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и в сфере арбитражного управления. Причиной послужили развитость в данных секторах института саморегулирования и механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов профессиональной/предпринимательской деятельности и факт наличия проработанной нормативной правовой базы.
Данная брошюра подготовлена на основе работы, выполненной в 2004 г. для Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, и применительно к целям настоящей публикации не перерабатывалась, в связи с чем актуальна на конец 2004 г.