Москва, 2008
Информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус»
Авторы: Буев В.В., Крючкова П.В., Лобанова А.В., Мигин С.В., Смирнов Н.В., Шамрай А.А., Щербинина А.Ю.
Руководитель проекта: Мигин С.В.
Настоящая брошюра содержит результаты работ по анализу возможностей применения механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.
Основной целью исследования является содействие развитию системы стандартизации и добровольной оценки соответствия в рамках реформы технического регулирования с использованием механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики.
В процессе подготовки материалов проводились следующие работы.
- Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.
- Анализ существующей системы требований стандартов и требований, предъявляемых саморегулируемыми организациями к своим членам и применяющихся в Российской Федерации, а также соответствующих им форм оценки соответствия.
- Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей образование и функционирование профессиональных ассоциаций, являющихся инструментом саморегулирования секторов экономики.
- Анализ зарубежного опыта применения механизмов саморегулирования для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.
- Анализ российской практики применения механизмов саморегулирования для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.
- Обобщение анализа и разработка предложений, способствующих развитию системы требований на добровольной основе и системы оценки соответствия с помощью применения механизмов саморегулирования.
Результатом работ стал аналитический отчет, посвященный анализу возможных альтернатив использования механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики для дальнейшего применения и развития системы добровольных требований и оценки соответствия, способствующий реализации реформы технического регулирования во взаимосвязи с развитием саморегулирования в Российской Федерации.
Работа была выполнена коллективом информационно-консультационного центра «Бизнес-Тезаурус» в 2005 году и в целях настоящей публикации не перерабатывалась. Основой при подготовке брошюры стал проект, реализованный для Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
Работа публикуется в целях общественного обсуждения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия
1.1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе
1.2. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области оценки соответствия
2. Анализ существующей системы требований стандартов, а также требований, предъявляемых саморегулируемыми организациями своим членам, применяющихся в Российской Федерации, и соответствующих им форм оценки соответствия
2.1. Анализ существующей системы требований стандартов
2.2. Анализ существующей системы требований стандартов, а также требований, предъявляемых саморегулируемыми организациями своим членам
2.3. Анализ форм оценки соответствия, применяющихся по отношению к стандартам и требованиям саморегулируемых организаций
3. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей образование и функционирование профессиональных ассоциаций, являющихся инструментом саморегулирования секторов экономики
3.1. Классификация саморегулируемых организаций на основании рассматриваемых законов
3.2. Выводы
4. Анализ зарубежного опыта применения механизмов саморегулирования для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия
4.1. Деятельность саморегулируемых организаций в области разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия
4.2. Страновой обзор
4.3. Выводы
5. Анализ российской практики применения механизмов саморегулирования для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия
6. Обобщение анализа и разработка предложений, способствующих развитию системы требований на добровольной основе и системы оценки соответствия с помощью применения механизмов саморегулирования
7. Выводы и рекомендации
Приложение 1. Об эффективности декларирования соответствия продукции обязательным требованиям в Российской Федерации
Приложение 2. Организации, являющиеся инструментом саморегулирования отдельных секторов экономики
Приложение 3. Российские организации, являющиеся инструментом саморегулирования отдельных секторов экономики
Литература
Сведения об организации
ВВЕДЕНИЕ
Реализуемая в настоящее время политика дерегулирования направлена на снижение степени государственного вмешательства в ход экономических процессов исходя из так называемой презумпции нецелесообразности государственного регулирования. Логика преобразований предполагает последовательное проведение в жизнь принципа обоснованности государственного воздействия на экономику с использованием законного права принуждения (регулирования). Оптимизация государственного регулирования осуществляется в соответствии с принципами обязательной, максимально полной и эффективной реализации действительно необходимых функций государственного регулирования с параллельным сокращением вмешательства в сферы, где несовершенства рыночного механизма минимальны либо не проявляются вовсе (упразднением избыточных функций), что в конечном итоге будет служить основной цели – сокращению административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства.
В связи с этим остро стоит вопрос об упразднении избыточных функций государственного регулирования и о передаче части функций государственного регулирования на рынок, руководствуясь критериями важности поставленных задач и экономической эффективности.
Дерегулирование экономики предполагает развитие механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики как альтернативы прямому государственному регулированию. Саморегулирование, рассматриваемое как институт, в рамках которого группой экономических агентов устанавливаются легитимные регулирующие хозяйственную деятельность правила и контролируется их исполнение, позволяет эффективно решить ряд важнейших задач. С теоретической точки зрения саморегулируемые организации в состоянии преодолевать изъяны (провалы) рынка и содействовать реализации целей социальной политики с меньшими издержками, чем в случае прямого государственного регулирования, что обусловлено уменьшением вероятности проявления изъянов государства. Вполне очевидно, что в данном случае развитие саморегулирования обеспечивает повышение общественного благосостояния и темпов экономического роста. Вместе с тем существует возможность возникновения негативных эффектов функционирования саморегулируемых организаций, что, в первую очередь, связано с возможным ограничением конкуренции. Выбор конкретной регулирующей опции, направленной на решение определенной задачи государственного регулирования, либо принятие решения о передаче функции на рынок/задействовании механизмов саморегулирования, должны осуществляться на основе сопоставления масштабов проявления изъянов рынка и изъянов государства и проведения многоаспектного анализа с точки зрения важности решаемых задач, выгод, издержек (соотношения затраты–результат) и рисков с обязательным изучением возможных альтернатив и учетом воздействия регулирующего решения на все заинтересованные стороны (в самом общем виде – хозяйствующих субъектов, потребителей и государства) с целью установления баланса интересов. Содержательной основой, на которой должна строиться процедура доказательства необходимости вмешательства в предпринимательскую деятельность и выбора оптимальной опции, является оценка регулирующего воздействия.
Развитие института саморегулирования в рамках отечественной хозяйственной системы имеет относительно короткую историю, что связано с исторически обусловленными характеристическими свойствами последней. Вместе с тем накоплен достаточно обширный опыт, связанный с функционированием различного рода профессиональных ассоциаций, которые обладают некоторыми присущими саморегулируемым организациям чертами. Первые собственно саморегулируемые организации возникли как объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг с принятием в 1996 г. Федерального закона «О рынке ценных бумаг». В настоящее время в различных секторах экономики функционирует значительное число объединений субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности (фактически являющихся саморегулируемыми организациями), деятельность которых отчасти регулируется рядом отраслевых законов, а отчасти – лишь нормами гражданского законодательства.
Исходя из основных целей реформы системы регулирования, а также в силу возрастания роли института саморегулирования в национальной экономике, становится очевидной необходимость законодательного оформления деятельности саморегулируемых организаций и содействия дальнейшему развитию профессиональных ассоциаций, являющихся инструментом саморегулирования секторов экономики. Одновременно с целью повышения качества правового регулирования, обоснованности и адекватности принимаемых решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности в целом и саморегулируемых секторов экономики в частности необходимо изучать теоретические основы их функционирования, анализировать и обобщать существующий позитивный зарубежный опыт (в экономически развитых странах внедрение элементов саморегулирования происходило эволюционно на протяжении длительного периода, и, соответственно, накоплен значительный опыт в этой сфере).
В рамках настоящего исследования, имеющего целью содействие развитию системы стандартизации и добровольной оценки соответствия в рамках реформы технического регулирования с использованием механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики, осуществляется анализ возможностей саморегулируемых организаций по установлению правил и стандартов деятельности хозяйствующих субъектов, дополняющих, расширяющих, ужесточающих либо замещающих требования, устанавливаемые государством, а также возможностей по обеспечению соответствия установленным требованиям, носящим как обязательный, так и добровольный к исполнению характер. Развитие механизмов саморегулирования отдельных секторов экономики в части разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия установленным требованиям позволит более полно использовать объективные сравнительные преимущества саморегулирования в плане обеспечения эффективного регулирования поведения производителей и продавцов.
Первый раздел исследования посвящен анализу нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.
Во втором разделе представлен анализ существующей системы требований стандартов, а также требований, предъявляемых саморегулируемыми организациями своим членам, применяющихся в Российской Федерации, и соответствующих им форм оценки соответствия.
В третьем разделе рассматриваются законодательные основы регулирования деятельности организаций саморегулирования отдельных секторов экономики.
Четвертый раздел посвящен анализу зарубежного опыта применения механизмов саморегулирования для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.
В пятом разделе приведен анализ российской практики применения механизмов саморегулирования для целей разработки, принятия, применения и исполнения требований на добровольной основе и оценки соответствия.
Шестой раздел посвящен обобщению анализа и разработке предложений, способствующих развитию системы требований на добровольной основе и системы оценки соответствия с помощью применения механизмов саморегулирования.