Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Региональная стратегия по внедрению информационных и коммуникационных технологий в малый и средний бизнес

Файлы

Санкт-Петербург, 2007

Авторы: Консорциумом компаний во главе с Inno AG; Северо-Западный Центр поддержки малого и среднего бизнеса, Северо-Западная консультационная группа


Аннотация

Проект ЕС «Электронные навыки для Российских малых и средних предприятий – II».

Мировой опыт показывает, что на современном этапе крайне важным элементом успешного развития малого и среднего бизнеса является активное использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как для взаимодействия с клиентами и поставщиками, так и во внутренних процессах компаний.

Региональные власти должны принимать адекватные меры для повышения уровня использования ИКТ малым и средним бизнесом, что, в свою очередь, приведет к повышению конкурентоспособности местных предприятий, созданию новых рабочих мест и повышению налоговых сборов.

Данная работа представлена в двух частях. Первая часть посвящена многолетней стратегии, которая ориентирована на весь Северо-Западный федеральный округ. Вторая часть - шаблон для подготовки региональных целевых программ субъектами федерации СЗФО, который принимается на несколько лет и предполагает наличие финансирования из регионального бюджета.


Оглавление

1 Введение

2 Региональные ИКТ стратегии для развития электронных навыков МСП

2.1 Существующие программы поддержки малого бизнеса и информатизации регионов.

2.2 Назначение стратегии.

2.3 Основные принципы региональной стратегии.

2.4 Принцип «Семи ступеней».

3 Региональная целевая программа.

4 Заключение

Приложение 1.

Приложение 2

Данный материал опубликован при поддержке Европейского Союза. Содержание публикации является предметом ответственности авторов и не отражает точку зрения Европейского Союза.


1. Введение

Мировой опыт показывает, что на современном этапе крайне важным элементом успешного развития малого и среднего бизнеса является активное использование современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как для взаимодействия с клиентами и поставщиками, так и во внутренних процессах компаний. Например, Европейская Комиссия в прошедшие годы реализовала программу "GO DIGITAL", которая могла бы быть переведена как "Вперед, в цифровое общество". Одним из основных посылов данной программы был факт, что крупные предприятия обгоняли малый бизнес в неравное положение на рынке товаров и услуг. Комиссия запустила вышеуказанную программу для достижения следующих основных целей:

  1. Разработка стратегий, помогающих предприятиям узнать о потенциальной прибыльности электронной экономики, и проведение обучения по превращению возможностей в реальные доходы.

  2. Разработка стратегий, обеспечивающих создание сетевых структур поддержки МСП, обеспечивающих распространение лучшего опыта и изучение успешных бизнес моделей.

  3. Разработка стратегий помощи МСП по вхождению в электронную экономику, например, внедрение Интернет-решений для малого бизнеса.

В качестве примера достигнутых результатов можно перечислить некоторые достижения программы внедрения ИКТ в Шотландии:

  • 18 компаний за счет внедрения ИКТ увеличили продажи почти на 1,8 миллиона фунтов стерлингов (около 90 милилонов рублей)

  • 11 из 66 участвующих в процессе компаний увеличили количество сотрудников, и почти половина компаний планирует увеличение количества сотрудников

  • 51 из 66 компаний заявили, что получили положительные результаты от участия в государственной программе по внедрению ИКТ в малый бизнес

Проведенное в 2007 году исследование уровня использования ИКТ в малом бизнесе показало, что уровень использования ИКТ в компаниях малого и среднего бизнеса находится на достаточно высоком уровне с точки зрения использования компьютеров и бухгалтерских программ, но на достаточно низком уровне автоматизации работы офиса и производственных процессов.

Региональные власти должны принимать адекватные меры для повышения уровня использования ИКТ малым и средним бизнесом, что, в свою очередь, приведет к повышению конкурентоспособности местных предприятий, созданию новых рабочих мест и повышению налоговых сборов.

Данная работа представлена в двух частях. Первая часть посвящена многолетней стратегии, которая ориентирована на весь Северо-Западный федеральный округ. Вторая часть - шаблон для подготовки региональных целевых программ субъектами федерации СЗФО, который принимается на несколько лет и предполагает наличие финансирования из регионального бюджета.


2. Региональные ИКТ стратегии для развития электронных навыков МСП

2.1 Существующие программы поддержки малого бизнеса и информатизации регионов

Практически во всех субъектах федерации СФЗО существуют программы поддержки малого и среднего бизнеса, а также программы информатизации регионов. Однако следует заметить, что между данными программами существует достаточно большой межведомственный разрыв. В результате программы информатизации в основном направлены на технические решения, а программы поддержки малого бизнеса, в основном, не содержат блоки, поддерживающие внедрение ИКТ на МСБ. Можно отметить следующие успешные примеры:

  1. Программы обучения безработных граждан, желающих открыть собственное дело, во всех регионах содержат модули "Информационные технологии в бизнеса". Данные курсы дают основы использования информационных технологий в бухгалтерии, в подготовке визуальных материалов, включая бизнес-планирование, поиск информации в сети Интернет и рекламу собственной продукции.

  2. При финасировании Европейского Союза проведен целый ряд проектов, ориентированных на обучение в области ИКТ: Электронная Карелия, Электронные навыки для Российских МСП, а также на внедрение ИКТ во взаимодействии правительства и бизнеса: Развитие интерактивных услуг электронного правительства для бизнеса на Северо-Западе России.

  3. Есть отдельные инициативы по созданию региональных сайтов, предоставляющих электронные площадки для малого и среднего бизнеса, а также другие услуги, способствующие внедрению ИКТ в малый бизнес.

  4. Многое сделано за последнее время на федеральном уровне для развития услуг электронного правительства для граждан и бизнеса. Работа в данном направлении постоянно интенсифицируется и приносит значительные положительные результаты.

Однако реальный уровень использования ИКТ на предприятиях малого и среднего бизнеса требует более целенаправленных мероприятий, которые требуют внимания со стороны региональных властей.


2.2 Назначение стратегии

Региональная стратегия по расширению использования малыми предприятиями информационных и коммуникационных технологий должна быть направлена на выполнение следующих мероприятий:

  • Поддержка со стороны властей

  • Организация мероприятий: конференции и выставки

  • Развитие инфраструктуры

  • Обучение и семинары

  • Работа на локальном, региональном и федеральном уровнях

  • Пропаганда средствами массовой информации

Основной целью стратегии является повышение конкурентоспособности Российских малых и средних предприятий СФЗО на международном и межрегиональном рынках за счет более интенсивного использования информационных и коммуникационных технологий в бизнес-процессах.


Основные принципы региональной стратегии
  1. Непосредственное планирование мероприятий и выполнение их осуществляется региональными властями субъектов федерации СЗФО.

  2. В качестве исходных данных для подготовки на ближайший период может быть использовано исследование, проведенное по заказу проекта "Электронные навыки" Леонтьевксим центром. Данное исследование дает каждому региону необходимые начальные данные, определяющие уровень использования ИКТ предприятиями малого и среднего бизнеса. Исходя из этих данных, можно подготовить мероприятия, которые могли бы повысить уровень использования ИКТ.

  3. В рамках проекта "Электронные навыки" была предложена стратегия "Семи ступеней", которая будет представлена в следующем разделе. Таким образом, конечной целью региональных программ будет переход на следующую ступень, исходя из заранее оговоренных критериев, которые могут меняться, исходя из уровня изменений в развитии ИКТ каждые два-три года.

  4. Периодически независимая исследовательская компания должна проводить мониторинг использования ИКТ малым и средним бизнесом аналогично исследованию, проведенному в 2007 году Леонтьевским центром и представленным в данной книге. Таким образом, оценка запланированных и реализованных в субъекте федерации мероприятий будет сделана на основе объективных показателей, которые могут быть на основе опросных листов.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости