Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Тенденции развития рынка микрофинансовых услуг в России

Файлы

Основные результаты четвертого раунда мониторинга рынка микрофинансирования 2003-2006 гг.

Москва, 2007

Исследование финансировалось из средств, предоставленных Фондом Ситигруп и банком ВТБ 24.

Мнения, высказанные в данном исследовании, отражают взгляды авторов и не обязательно совпадают с точкой зрения Фонда Ситигруп и банка ВТБ 24.

Материалы подготовлены Ресурсным центром малого предпринимательства совместно с Российским Микрофинансовым Центром и по его заказу, в рамках проекта "Институциональное развитие микрофинансирования в РФ".

Участники проекта:

Российский Микрофинансовый Центр
http://www.rmcenter.ru

НКО Ресурсный центр малого предпринимательства
http://www.rcsme.ru/

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация

Основные результаты

Информационная база, оценка объема выборки

Типы организаций, предоставляющие микрофинансовые услуги

Демография МФИ

География российского микрофинансирования

Спектр микрофинансовых услуг российских МФИ

Информация о займах

Портфель займов российских МФИ

Целевое использование займов

Размер клиентской базы

Объемы и число выданных займов

Характер обеспечения займов

Возможный объем финансирования

Плата за пользование микрофинансовыми ресурсами

Привлечение сбережений: объемы и условия

Объемы сберегательных операций

Условия привлечения денежных сбережений и вкладов

Сравнение процентных ставок по займам и сбережениям

Сбережения как источник формирования имущества МФИ

Качество портфеля займов


Рентабельность

Формирование резервов

Аннотация

Настоящая работа является результатом четвертого ежегодного мониторинга, восполняющего пробелы в официальной статистике и обобщающего тенденции развития микрофинансового сектора в сравнительно длительном временном интервале. Преемственность инструментов обследования и опрос одной и той же группы организаций микрофинансирования позволили получить не только моментный срез состояния рынка, но и отследить его динамику, дать оценку структурным сдвигам. Первое обследование с использованием унифицированного инструментария было проведено в 2004г. (по результатам работы организаций микрофинансирования за 2003г.), последующие раунды включали результаты деятельности организаций микрофинансирования по итогам 2004 и 2005 гг. Предлагаемый Вашему вниманию материал обобщает информацию по итогам деятельности основных типов микрофинансовых институтов (МФИ) в 2006г. и включает данные по динамике за период 2003-2006 гг.

Для отслеживания процессов, происходящих в микрофинансовом секторе, в том числе с целью формирования и проведения политики по его регулированию и развитию, крайне важным является получение количественных и качественных оценок его состояния. К сожалению, в силу ряда причин централизованной официальной статистики по этому сегменту не формируется, и частный мониторинг на основе лонгитюдного1 метода остается единственной возможностью для отслеживания динамики в микрофинансовом секторе.

Результаты четырех раундов мониторинга деятельности организаций микрофинансирования и другие материалы по вопросам развития малого предпринимательства в России размещены на сайтах:

- Российского Микрофинансового Центра - http://www.rmcenter.ru

- Ресурсного центра малого предпринимательства - http://www.rcsme.ru/.

- Раздел Электронной библиотеки: Финансовые ресурсы/Микрофинансирование http://www.rcsme.ru/lib.asp


ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ

На данный момент основой достоверности данных проводимого мониторинга является согласие организаций микрофинансирования на участие в обследовании и предоставление необходимой информации.

Мы искренне признательны всем работникам организаций микрофинансирования, которые уже четвертый год находят время и возможность предоставить информацию о результатах своей деятельности.

Выражаем глубокую признательность всем упомянутым в данном аналитическом обзоре организациям и учреждениям, оказавшим содействие в его подготовке и проведении, в том числе Лиге Кредитных Союзов, Национальному союзу некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи, Фонду Развития Сельской Кредитной Кооперации, Торгово-промышленной палате РФ, а также региональным ассоциациям и объединениям:

АНО Тихоокеанский Центр Развития Кредитных Союзов;

Ассоциации кредитных кооперативов Приморского края;

Ассоциации кредитных союзов Кузбасса;

Ассоциации кредитных союзов Центрального региона;

Ассоциации организаций финансовой взаимопомощи Западно-Уральский Сберегательный Союз Оберегъ;

Волгоградской Ассоциации Кредитных Потребительских Кооперативов;

Государственному фонду поддержки малого предпринимательства Воронежской области;

КПКГ Содействие (г. Смоленск);

Фонду развития кредитных потребительских кооперативов Кемеровской области.


ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОЕКТА:

Концепция и редактирование: Мамута Михаил Валерьевич

Руководство проектом: Михалкин Игорь Васильевич

Автор текста: к.н. Овчиян Марат Ригоевич

Подготовка и обработка информации: к.э.н. Лапшина Елена Юрьевна

Основные результаты

За прошедшие годы рынок микрофинансирования оформился институционально. Если в первый период организации микрофинансирования были представлены кредитными кооперативами и международными программами, а впоследствии активизировались региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, то сейчас на этом рынке успешно функционируют рыночные институты, созданные в различных организационно-правовых формах. То обстоятельство, что снижается доля микрофинансовых институтов, финансируемых международными программами, а их место занимают успешные частные организации микрофинансирования, является прямым доказательством стабильности, жизнеспособности, востребованности и высокого потенциала развития этого сектора финансовых услуг.

Поэтому назревает необходимость более четкого законодательного регулирования этого сектора: в октябре 2006 года Правительством РФ была инициирована разработка законопроекта "О микрофинансовых организациях". Рабочей группой Минфина совместно с экспертами РМЦ выработана концепция и проект закона, среди основных положений которых можно выделить:

- ограничение размера микрозайма на уровне 40 тыс. долл. США с возможностью ежегодной индексации по дефляции;

- уведомительный порядок регистрации МФО в регулирующем органе и ежегодная периодичность предоставления отчетности о ее деятельности;

- закрепление права МФО на привлечение средств за счет банковских кредитов, займов третьих лиц и инвестиций, за исключением средств физических лиц;

- добровольный порядок присоединения к кредитным бюро;

- обязанность по прохождению аудита при размере валюты баланса более 1 млн. долл. США;

- нормы по раскрытию информации об эффективных процентных ставках, включая дополнительные комиссии и иные виды платежей, до заключения договора займа, иные меры по защите прав получателей микрозаймов.

Осенью 2007г. Концепция законопроекта официально внесена на согласование в Правительство Российской Федерации. Официальная разработка текста законопроекта начнется только после этого момента и, в зависимости от скорости согласования между министерствами и ведомствами, может продлиться достаточно долгое время.

Тем временем рынок микрофинансирования продолжает развиваться. В среде организаций микрофинансирования появились две МФИ, получившие лицензию кредитной организации2. Эти организации были созданы из классических организаций микрофинансирования.

Стабилизировалась ситуация с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, связанная с изменениями Федерального закона от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Все фонды, принимавшие участие в мониторинге 2005г., продолжили и даже нарастили свою микрофинансовую деятельность в 2006г. Многие фонды, ранее формировавшие свой портфель за счет централизованных (бюджетных) источников, сейчас успешно используют привлеченные средства (банковские кредиты, займы), расширяя объемы осуществляемых операций. Таким образом, государственные и муниципальные фонды сохранили, и вероятно будут усиливать свои позиции в инфраструктуре финансовой поддержки малого предпринимательства, причем, помимо микрофинансовых, оказывая все более разнообразные услуги малым предприятиям,

Расширяются виды микрофинансовых услуг. Если на этапе становления микрофинансирование было направлено исключительно на обеспечение финансовых потребностей малых предпринимателей, то сейчас заметен рост объемов потребительского кредитования, в том числе и ипотечного, а также повышение привлекательности сберегательных программ. При этом микрофинансирование не перестает быть инструментом поддержки малого предпринимательства, но существенно расширяет параметры социальной отдачи, способствуя не только развитию бизнеса, но и повышению уровня жизни и семейного благосостояния своих контрагентов.

Заметно увеличилось потребление микрофинансовых услуг на селе: увеличилось число сельских кредитных кооперативов и объемы осуществляемых ими операций. Эта тенденция получила развитие не только в связи с реализацией приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" при поддержке кредитных ресурсов Россельхозбанка. Сами СКПК активно наращивают портфель сбережений, формируя, таким образом, собственную ресурсную базу. Необходимо отметить, что перспективный рынок на селе активно осваивают не только СКПК, но и другие виды организаций микрофинансирования.

Значительны и количественные показатели роста микрофинансового сектора в 2006г. Например, более половины МФИ, принявших участие в опросе, отметили прирост портфеля займов в 1,3 раза в течение года и в 3,5 раза с 2003г. За год в среднем на 10% приросло количество активных клиентов, а с 2003г. количество потребителей микрофинансовых услуг выросло почти вдвое (в 1,9 раза).

Более половины из опрошенных МФИ, привлекающих сбережения пайщиков, отметили рост портфеля сбережений в 1,3 раза за год и в 4,7 раза за период с 2003г. Притоку сбережений в кооперативы способствует положенный в основу кредитной кооперации принцип равного участия пайщиков в управлении кооперативом, открытость и доступность финансовой отчетности, возможность получения необходимых разъяснений и консультаций. Все это закрепляет их репутацию кредитных кооперативов как надежных финансовых институтов.

Несмотря на общее увеличение объемов операций, все МФИ демонстрируют высокое качество портфеля (не менее половины всех МФИ характеризовалось 3% уровнем задолженности) и операционной окупаемости (в среднем 119%).

Как и год назад, по состоянию на начало 2007г., 54% дебиторской задолженности было сформировано из займов на предпринимательские цели, а доля задолженности по потребительским займам повысилась с 36% до 42%. 3% долю в совокупной структуре портфеля МФИ занимает задолженность по социально значимым ипотечным займам на малоэтажное строительство, в том числе на селе.

Несмотря на увеличение долгосрочной части дебиторской задолженности со сроком погашения более 1 года (с 20% в 2005г. до 28% в 2006г.), 72% дебиторской задолженности размещено в краткосрочных займах, что обеспечивает хорошие показатели ликвидности МФИ.

Процентная ставка по займам колебалась в среднем по всем МФИ от 20 до 39% годовых (минимальное значение - 15%, максимальное - 60% годовых). Это выше, чем в банках, где объявленная стоимость кредитования колебалась от 16 до 22% годовых для физических лиц, и 8 - 13% для юридических лиц. При этом эффективная процентная ставка по небольшим банковским кредитам, как показывают результаты ее раскрытия в соответствии с новыми требованиями ЦБ РФ, может в отдельных случаях доходить до 70-80%. Но, судя по стабильному спросу, финансовые услуги МФИ остаются востребуемыми и доступными3.

Как и предыдущие обследования, мониторинг по итогам 2006г. показал, что микрофинансовый сектор стабильно развивается, и при этом не наблюдается резких скачков и спадов. Итоги этого раунда мониторинга и данные предыдущих обследований позволяют прогнозировать стабильное развитие и в ближайшей перспективе. Вероятно дальнейшее повышение спроса на займы как со стороны традиционных клиентов организаций микрофинансирования, так и со стороны определенной доли экономически состоявшихся бизнес - субъектов, сочетающих банковские услуги с возможностью оперативного доступа к финансовым ресурсам МФИ.

Институционально расширение числа организаций микрофинансирования будет обеспечиваться как созданием новых организаций, так и расширением филиальной сети действующих МФИ. Возможно, инфраструктура микрофинансирования будет дополняться обществами взаимного страхования, создаваемыми в соответствии с вновь принятым Федеральным законом "О взаимном страховании" (от 29.11.2007г. N 286-ФЗ).

При сохранении объемов финансирования предпринимателей профиль микрофинансового обслуживания будет постепенно смещаться в потребительский сектор. Возможно, что при этом в предпринимательском секторе будет повышаться интенсивность финансирования, измеряемая количеством выданных займов, а в потребительском - сумма выданных займов на ипотечные цели.

В отраслевом плане уже наметился сдвиг в сторону финансирования потребностей крестьянских (фермерских) хозяйств. Эта тенденция будет продолжена, поскольку малое сельхозпроизводство уже подтвердило свою эффективность и платежеспособность. При сохранении обслуживания потребностей быстро оборачиваемого торгового бизнеса и сферы услуг следует ожидать повышения спроса на микрозаймы и со стороны небольших производственных предприятий. При этом может происходить постепенное изменение структуры финансирования в пользу инвестиционных займов, увеличение доли долгосрочных займов и некоторое снижение оборачиваемости портфеля. Практически все обследованные МФИ располагают достаточными ресурсами для того, чтобы осуществить такие изменения в политике финансирования, сохраняя способность исполнять текущие обязательства.


1 Лонгитюдный метод состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

2 ЗАО НДКО "Женская микрофинансовая сеть" и ЗАО "Фора-Оппортюнити Русский Банк".

3 При проведении обследования МФИ по итогам 2005г. была попытка ввести показатель эффективной процентной ставки, однако практический опыт опроса показал, что только для единиц МФИ объявленная ставка по займам отличается от эффективной и от этого показателя было решено отказаться.