Москва, 2007 г.
АННОТАЦИЯ
Данное издание посвящено особенностям использования технологии аутсорсинга в деятельности государственных структур. В работе рассматриваются основные составляющие технологии аутсорсинга как одного из способов совершенствования процессов в органах государственной власти. Обобщаются тенденции развития аутсорсинга в государственном секторе различных стран и России. Приводятся предложения по развитию системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах государственной власти (на примере использования технологии аутсорсинга в Федеральной антимонопольной службе).
Основой для проведения данного исследования послужили результаты проекта «Разработка системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в Федеральной антимонопольной службе», реализованного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) по заказу ФАС России в 2006 году. Проект был направлен на разработку рекомендаций по развитию системы аутсорсинга отдельных административно-управленческих процессов, осуществляемых центральным аппаратом и территориальными управлениями ФАС России.
Работа представляет интерес для работников органов государственной власти, специалистов в области управления и административной реформы, студентов и аспирантов, интересующихся вопросами государственного управления.
Автор выражает признательность за оказанное содействие и предоставленные в рамках проведения исследования материалы президенту группы компаний «Тезаурус» Буеву В.В., старшему эксперту Национального института системных исследований проблем предпринимательства Литваку А.Г., профессору кафедры теории и технологий управления факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова Молчановой О.П., начальнику Административного управления ФАС России Доценко А.В., начальнику Управления контроля и административной реформы ФАС России Солонцовой Л.В., заместителю начальника того же управления Белозеровой С.М.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Повышение эффективности управленческой деятельности в государственном секторе на основе процессного подхода
§1.Процессный и функциональный подходы к управлению
§2.Теоретические основы совершенствования бизнес- и административно-управленческих процессов
§3.Концепция аутсорсинга процессов и ее практическое применение
Глава II. Особенности применения технологии аутсорсинга в органах государственной власти
§1.Методические принципы оценки целесообразности аутсорсинга в органах государственной власти
§2.Тенденции развития аутсорсинга в государственном секторе зарубежных стран и России
§3.Барьеры и ограничения, препятствующие развитию аутсорсинга
Глава III. Разработка системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в ФАС России
§1.Предпосылки и цели развития системы аутсорсинга в Службе. Оценка рисков проекта
§2.Анализ фактического состояния. Структуризация административно-управленческих процессов Службы.
§3.Внедрение технологии аутсорсинга административно-управленческих процессов
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Сведения об авторе
Сведения об организации
Отзывы заказчиков - органов власти
ВВЕДЕНИЕ
Наличие у органов государственной власти значительного числа избыточных и неэффективно реализуемых полномочий снижает качество принимаемых решений, подрывает доверие к государственной власти. В последнее время актуализация вопроса о качестве и эффективности осуществления государственного управления во многом обусловлена проведением в Российской Федерации широкомасштабной административной реформы. При этом можно констатировать, что в основу идеологии данной реформы и самой оптимизации деятельности органов государственной власти были заложены принципы процессного управления. Процессы в органах государственной власти, как отмечают идеологи реформы, недостаточно или слабо организованы. Качество этих процессов может быть улучшено путем их модернизации, опирающейся на разработку и внедрение специальных административных регламентов. Более того, очень часто встречается ситуация, когда государственный орган одновременно выступает в нескольких ролях – в роли инициатора, исполнителя и потребителя результатов осуществления процесса. Подобное сочетание ролей может обуславливать высокие затраты при низком качестве самих результатов. Поэтому другой составляющей оптимизации деятельности в рамках процессного подхода выступает обеспечение широкого применения технологии аутсорсинга процессов, осуществляемых в органах государственной власти. Аутсорсинг может выступить одним из способов повышения эффективности действий государственных структур путем сокращения издержек и улучшения качества осуществления процессов.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, задачами и приоритетами реализуемой в настоящее время реформы государственного управления в Российской Федерации. Так, одним из направлений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах в рамках оптимизации деятельности органов исполнительной власти является разработка и внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов. Однако единые методологические основы для внедрения механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов в настоящее время отсутствуют, что говорит о недостаточной изученности этой темы. Разработка системы аутсорсинга невозможна без уточнения понятийного аппарата, оценки целесообразности передачи отдельных административно-управленческих процессов на аутсорсинг, обоснования видов деятельности, подлежащих и не подлежащих аутсорсингу, разработки механизмов контроля за осуществлением видов деятельности, переданных на аутсорсинг. Отсутствие целостной концепции реализации технологии аутсорсинга в российских органах государственной власти и предопределило содержание научной работы. Актуальность темы определяется также недостаточной теоретической разработкой принципов осуществления аутсорсинга в органах государственной власти в российской литературе. Кроме того, тема исследования по своему содержанию отвечает потребностям государственных служащих, то есть тех людей, кто непосредственно участвует в повседневной деятельности государственных структур.
Целью данного исследования являлось выявление возможностей и ограничений применения технологии аутсорсинга и разработка рекомендаций по развитию системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах государственной власти.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ процессного подхода к управлению коммерческой и государственной организацией, выявление особенностей технологии аутсорсинга как одного из способов совершенствования процессов;
определение основных составляющих применения технологии аутсорсинга административно-управленческих процессов в органе государственной власти;
изучение опыта использования технологии аутсорсинга и выявление основных тенденций развития аутсорсинга в государственном секторе различных стран;
обобщение практики применения технологии аутсорсинга административно-управленческих процессов в деятельности органов государственной власти Российской Федерации;
выявление имеющихся ограничений, препятствующих широкому внедрению технологий аутсорсинга в органах государственной власти;
разработка предложений по развитию системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах государственной власти (на примере ФАС России).
Объектом исследования являлись административно-управленческие процессы, осуществляемые в органе государственной власти.
Предметом исследования выступила технология аутсорсинга в управлении и совершенствовании административно-управленческих процессов органа государственной власти.
При ознакомлении с книгами, статьями и научными отчетами по данной тематике была выявлена относительная недостаточность данных о применении принципов и технологии аутсорсинга в государственном секторе. В современных российских источниках информации акцент делается на особенностях аутсорсинга в коммерческой сфере и частных компаниях, однако вопросы использования внешних ресурсов для достижения целей и задач государственных организаций не рассматриваются. Должного внимания возможностям применения данной технологии в государственном секторе в отечественной литературе по менеджменту практически не уделяется.
Теоретической основой исследования послужили теории и концепции, сформированные в трудах отечественных и зарубежных исследователей, в числе которых Б.А. Аникин, Г.И. Маринко, Д.М. Михайлов, С.О. Календжян, И.Л., Рудая, А.Е. Шаститко, А.А. Храмкин, Л.И. Якобсон и др.; среди зарубежных – Р. Аалдерс, Б. Андерсен, Э. Йордон, М. Робсон, Э. Спарроу, Ф. Уллах, Д. Хейвуд, Дж. Стиглиц и др. Отдельно следует отметить вклад в изучение и разработку способов совершенствования административно-управленческих процессов в органах государственной власти специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики.
В качестве информационной базы исследования были использованы законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы закупок для государственных нужд, материалы периодических изданий, ресурсы сети Интернет. Информационной основой для выявления основных тенденций развития аутсорсинга в государственных организациях выступили исследования в данной области, реализуемые международной компанией Accenture, которая является одним из мировых лидеров в предоставлении услуг в области аутсорсинга.
Исходя из заявленных целей и задач исследования, целесообразно выделить следующую структуру работы.
В первой главе – «Повышение эффективности управленческой деятельности в государственном секторе на основе процессного подхода» – рассматриваются особенности процессного подхода к управлению, приводится классификация административно-управленческих процессов органов государственной власти. Дается характеристика существующих способов совершенствования процессов в частном и государственном секторе, рассматриваются основные черты аутсорсинга процессов в частных организациях и органах государственной власти.
Вторая глава – «Особенности применения технологии аутсорсинга в органах государственной власти» – посвящена описанию принципов аутсорсинга административно-управленческих процессов в государственных органах. Предлагаются критерии оценки целесообразности аутсорсинга. Особое внимание уделяется анализу практики и тенденций в использовании данной технологии в зарубежных и российских органах государственной власти.
В третьей главе – «Разработка системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в ФАС России» – на примере Федеральной антимонопольной службы исследуется практика развития системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органе государственной власти. Описываются основные направления внедрения системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в ФАС России.
В заключении обобщены основные результаты исследования и представлены рекомендации по развитию аутсорсинга в органах государственной власти.
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. №1789-р «О Концепции административной реформы в российской Федерации в 2006-2008 годах».