(Из материалов VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий
"Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО", 2007 г.)
I. Основные проблемы малого и среднего предпринимательства в России
- Первая. Отсутствие системной политики в отношении малого бизнеса и межведомственной координации на федеральном уровне
- Проводником государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса является Минэкономразвития РФ. Другие министерства и ведомства фактически выключены из этого процесса.
- Но в ближайшее время в Правительство РФ будет внесен проект постановления Правительства, который наделяет все ведомства функциями развития малого бизнеса в соответствующих подведомственных сферах. По нашей информации, в настоящий момент это решение уже согласовано со всеми федеральными ведомствами, за исключением Министерства финансов.
- Вторая проблема. Условия ведения бизнеса.
- ОПОРА совместно с ВЦИОМ ежегодно занимается исследованием бизнес-климата в российских регионах. Вот лишь несколько результатов 2006 года.
- Более половины опрошенных предпринимателей определяют свое финансовое состояние как «относительно устойчивое, для поддержания бизнеса хватает, для развития - нет». И ситуация не меняется из года в год.
- Порядка 70 процентов респондентов по той или иной причине не могут приобрести бизнес-недвижимость либо из-за высоких цен (60 процентов), либо из-за искусственного ограничения доступа к торгам и недостатка достоверной информации о торгах и объектах (около 50% опрошенных).
- Второй год подряд исследование показывает, что влияние административного ресурса на конкуренцию. Чиновники регионального и местного уровня являются активными участниками рыночных отношений.
- В 2005 г. бизнес оценил свои издержки на преодоление административных барьеров в 8,5 % от выручки. В 2006 г. показатель вырос до 9,6 %.
- Но в планах административной реформы снизить этот показатель к 2010 году до 3,5 %.
- Хочу отметить и положительные тенденции.
- Более доступными стали финансовые ресурсы, в том числе в результате реализации программ государственной поддержки малого бизнеса. Почти 40 % респондентов отмечают, что получить банковский кредит не представляет проблемы.
- Основные риски – экономические. Это означает, что российская экономика проделала немалую часть пути в сторону создания цивилизованного рынка.
- Еще одна проблема - образование, подготовка кадров, которые существуют вне стратегии развития экономики, вне запросов рынка, вне прогнозов развития предпринимательства в нашей стране.
II. Перспективы развития российского малого предпринимательства. Закон о малом бизнесе
- Но сегодня у российских предпринимателей есть повод для оптимизма.
- В последнее время государство начало уделять значительное внимание развитию малого и среднего предпринимательства.
- Прежде всего, необходимо отметить активную деятельность Министерства экономического развития и торговли России, усилиями которого продолжает реализовываться целевая федеральная программа развития малого бизнеса:
*создание и развитие бизнес-инкубаторов;
*программы поддержки начинающему бизнесу;
*образовательные программы – повышение квалификации, разовые лекции, стажировки, семинары и др.;
*развитие малого предпринимательства в промышленности (кластеры, развитие субконтрактации) и др.
- Правительство России с каждым годом увеличивает объем финансирования мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса (1,5 млрд. руб. в 2005 г., 3 млрд. руб. - в 2006 г. В этом году – уже 3,8 млрд. рублей).
- Одним из ключевых направлений совершенствования законодательного обеспечения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является принятие нового федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
- В настоящее время он внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации.
- Новый закон должен создать эффективную систему поддержки и развития малого бизнеса на всех уровнях власти. Будут установлены четкие критерии отнесения бизнеса к той или иной категории (микропредприятия, малые и средние предприятия).
- Отмечу, что общественные объединения предпринимателей, в том числе, ОПОРА РОССИИ принимали активное участие при разработке концепции и проекта нового федерального закона о малом и среднем бизнесе.
- Наше ключевое предложение, которое, мы надеемся, будет скоро реализовано на практике – это наделение соответствующих федеральных органов исполнительной власти функциями по развитию малого предпринимательства.
- Насколько нам известно, в ближайшее время Минэкономразвития России представит соответствующие предложения в Правительство РФ.
III. Антимонопольное регулирование
- В октябре 2006 года вступил в силу новый закон «О защите конкуренции», он направлен на ужесточение антимонопольного законодательства и более эффективное пресечение монополистической деятельности крупных субъектов рынка.
- Задача ОПОРЫ РОССИИ и других бизнес-объединений вести мониторинг соблюдения нового законодательства о защите конкуренции на основе обращений, поступающих от субъектов малого и среднего предпринимательства, и в случае необходимости направлять информацию о фактах нарушения в антимонопольный орган для принятия соответствующих мер реагирования.
- Кроме того, сейчас фактически появился новый тип ограничения конкуренции. Если раньше речь шла в основном о нарушении антимонопольного законодательства, то сейчас все чаще предпринимаются попытки ограничить конкуренцию законодательными механизмами посредством изменений в госрегулировании предпринимательской деятельности.
- С этой целью законодательно закрепляются ограничительные барьеры входа на соответствующие рынки и резко меняются методы госрегулирования различных сфер предпринимательской деятельности. Данная проблема стала носить системный характер.
- В сфере туриндустрии. С 1 июня 2007 года вступает в силу федеральный закон, вносящий изменения в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Принятие данного закона сопровождалось острой дискуссией в СМИ, административных и деловых кругах, проведением пикетов противниками законопроекта во многих городах страны.
- По мнению экспертов и ФАС России принятие законопроекта в представленной редакции могло привести к резкому сокращению инфраструктуры туристических услуг, монополизации рынка и, как следствие – существенному увеличению стоимости обслуживания при общем снижении качества.
- Другой пример - налоговые льготы крупным нефтедобывающим компаниям. В конце 2006 года был принят Закон Республики Коми, который предоставляет конкурентные преимущества (налоговые льготы) крупным нефтедобывающим компаниям региона.
- В сфере наружной рекламы. 1 июля 2006 года вступил в силу новый федеральный закон «О рекламе», детально регулирующий наружную рекламу. Вместе с тем, буквально через несколько месяцев после вступления в силу нового закона «О рекламе» инициируется полный пересмотр правовых основ функционирования этого высоко конкурентного сегмента рынка. На рассмотрении в Госдуме РФ находятся законопроекты, которые предполагают фактическое перераспределение рекламных мест. Тысячи малых и средних операторов наружной рекламы, инвестировавших значительные средства в установку дорогостоящих рекламных конструкций с длительным сроком окупаемости, будут вынуждены участвовать в торгах на свои же рекламные места.
- Таким образом, необходимо отслеживать не только нарушения антимонопольного законодательства, но и попытки законодательного передела отраслевых рынков. Учет мнения Федеральной антимонопольной службы должен стать обязательным при принятии нормативно-правовых актов в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности.
IV. Снижение издержек бизнеса (административная реформа). Борьба с коррупцией
- По данным совместного исследования ОПОРЫ РОССИИ и ВЦИОМ в 2006 году издержки бизнеса на преодоление административных барьеров составили 9,6 %.
- Избыточное регулирование предпринимательской деятельности сегодня проявляется повсеместно во всех сферах бизнеса. В этой связи, предпринимательское сообщество возлагает большие надежды на сокращение административных барьеров и коррупции за счет введения административных регламентов и стандартов государственных услуг.
- Задача общественных объединений предпринимателей - продолжать работу в рамках Правительственной комиссии по проведению административной реформы, в частности, работу по:
*экспертизе проектов административных регламентов, которые закрепляют порядок осуществления государственных функций и оказания услуг,
*выявлению дублирующих и избыточных функций,
*ревизии платных государственных услуг и т.д.
- Правоприменительная практика показывает, что сегодня одной из ключевых проблем для малого бизнеса – является высокий уровень коррупции.
- Рост коррупционных издержек делает предпринимателей неконкурентоспособными и не дает возможности развивать свой бизнес.
- Согласно общероссийскому исследованию ОПОРЫ и ВЦИОМ «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России» (июль 2006 года) - 41% опрошенных предпринимателей считает коррупцию широко распространенной в их регионе.
- А по данным «Транспаренси интренэшенл» по индексу восприятия коррупции за 2006 год Россия находится на 121 месте. На первом месте (самый низкий уровень коррупции) оказались Финляндия, Исландия, Новая Зеландия и Дания.
- В настоящее время Минэкономразвития России подготовлена концепция «Основные меры по противодействию коррупции», которая предусматривает ряд системных мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией.
- Общественные объединения предпринимателей обладают практической информацией о формах коррупции, конкретными примерами ее проявления.
- В этой связи, задача бизнес-сообщества - принять участие в работе по устранению экономических основ коррупции, в частности, в реализации мер, направленных на:
*сокращение избыточных функций государственных органов,
*устранение дублирования их контрольных функций,
*привлечение гражданского общества к принятию решений,
*проведение общественной антикоррупционной экспертизы проектов и действующих нормативно-правовых актов и др.
V. Формирование конкурентной налоговой системы и упрощение налоговой отчетности
- В России еще не сложилась система налогообложения, благоприятствующая развитию предпринимательской активности.
- К числу явных недостатков налоговой системы можно отнести:
*высокий уровень реальной налоговой нагрузки, которая складывается не только из налоговых платежей, но различного рода доначислений, вызванных, желанием налоговых органов любыми способами выполнить «отмененные» планы;
*сложный и запутанный механизм расчета налогов, приводящий к многочисленным вариациям по его трактовке;
*колоссальные административные издержки, связанные с учетом финансово-хозяйственной деятельности для целей налогообложения и подготовкой отчетности для налоговых органов.
- За последние три года к числу этих недостатков прибавился еще – агрессивно фискальный подход налоговых органов в своей правоприменительной практике.
- Стали регулярными конфликты с налоговыми органами, вызванные, как правило, желанием последних любыми способами обеспечить выполнение планов по мобилизации доходов в бюджет, отсутствует реальная ответственность должностных лиц налоговых органов за неправомерные действия.
- Качество налогового администрирования определяет реальную нагрузку на бизнес. Необходимо дальнейшее снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес не только в отношении налоговых ставок, но и административных издержек налогоплательщиков, в частности, связанных с затратами на предоставление отчетности о финансово-хозяйственной деятельности.
- Так как затраты по уплате налогов состоят не только непосредственно из сумм налогов, но и массы административных издержек, которые абсолютно не сравнимы с оборотом предприятия. Поэтому при равных налоговых ставках эффективная налоговая нагрузка на малый бизнес будет всегда выше.
- Поскольку государство заинтересованно в создании благоприятных условий для развития бизнеса то крайне желательным видится предоставление «налоговых каникул» на 1-5 лет с начала ведения бизнеса.
- Необходимо восстановить «инвестиционную» льготу по налогу на прибыль.
- А также кардинально изменить правоприменительную практику, исключить возможность злоупотреблений своими полномочиями со стороны налоговых органов. Повышение эффективности государственного контроля за деятельностью налоговых органов и повышение ответственности должностных лиц налоговых органов за свои действия будут способствовать повышению законности в налоговой сфере.
- В целях более широкого применения упрощенной системы налогообложения субъектами малого предпринимательства. Необходимо повысить планку по доходам от реализации до 100 млн. рублей.
Подключение к инженерно-техническим сетям
- Благодаря активной позиции ОПОРЫ РОССИИ, поддержке Федеральной антимонопольной службы и Минэкономразвития России внимание органов власти было привлечено к проблеме взимания значительно завышенной платы на технологическое присоединение субъектов малого предпринимательства к инфраструктурным сетям естественных монополий, в первую очередь, к электрическим сетям.
- Правительство Российской Федерации поручило ответственным министерствам и ведомствам представить соответствующие предложения по совершенствованию действующего законодательства.
- В результате в рамках деятельности Экспертного совета ФАС РОССИИ по электроэнергетике, созданного в целях рассмотрения вопросов и подготовки предложений по развитию конкуренции на рынках электрической энергии, было подготовлено и принято Постановление Правительства РФ №168 от 21 марта 2007 года «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики».
- Вместе с тем, пока остается нерешенным вопрос тарификации платы за технологическое присоединение субъектов малого предпринимательства, в настоящее время она ничем не регламентируется.
- На практике она составляет от 8 до 45 000 руб. за Квт, это без НДС.
- Для малого бизнеса это очень дорого.
- В настоящее время Федеральной службе по тарифам дано поручение подготовить методику определения такой платы.
Доступ к имуществу
- Разработка и реализация комплекса мер, предоставляющих гарантии субъектам малого бизнеса по доступной (льготной) аренде помещений или выкупу недвижимого государственного и муниципального имущества в собственность, является одной из первостепенных задач.
- Сегодня подавляющее большинство средних и, особенно, малых предприятий используют для осуществления предпринимательской деятельности арендованные помещения.
- В регионах идет процесс приватизации непрофильного муниципального имущества, который должен завершиться до 1 января 2009 года. И малые предприятия, не обладая достаточным капиталом и не имея никаких льгот, проигрывают приватизационные аукционы.
- ОПОРА РОССИИ считает необходимым сохранить целевым образом часть муниципальной собственности для развития малого предпринимательства с соответствующими ограничениями по перепрофилированию и категориям.
- Кроме того, необходимо найти решение по предоставлению субъектам малого предпринимательства возможности приватизации арендуемых помещений вне конкурса (аукциона).
- Как Вы знаете, на рассмотрении в Госдуме РФ уже длительное время находится проект федерального закона «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации государственного и муниципального имущества» (автор – депутат Госдумы РФ – Плескачевский В.С.). ОПОРА РОССИИ всецело поддерживает концепцию данного законопроекта.