Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Малое и среднее предпринимательство в развитии промышленности и технологий

(Из материалов VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий
"Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО", 2007 г.)


I. Вступление в ВТО и открывающиеся для России перспективы

Россия - огромная страна, обладающая специфичной экономикой. Специфика – в неоднородности экономических составляющих в различных субъектах РФ.

Вступление в ВТО предусматривает снятие многих ограничений, открытие своего внутреннего рынка и доступ на внешние рынки. Имея сильную промышленность, имея конкурентные преимущества, развитые страны стремятся вступить в ВТО.

Все экономически сильные страны уже вступили в ВТО для того, чтобы иметь доступ на рынки других стран, для того, чтобы сильные отрасли их промышленности пользовались своими конкурентными преимуществами на более широком рынке. У России сейчас довольно сложно выделить большое число таких отраслей.

Хорошо известно, что, в первую очередь, в России идет на экспорт продукция сырьевых отраслей экономики. И если сегодня ценовая конъюнктура топливного рынка благосклонна к нашей стране, то делать на этой основе далеко идущие, оптимистические прогнозы не приходится.

Если Россия ставит своей целью вступление в ВТО, то это обязательно должно сопровождаться четкой и продуманной программой повышения конкурентоспособности российской экономики. Причем, понятно, что это не может быть повышение конкурентоспособности всей экономики сразу. Должны быть выбраны конкретные отрасли, разработаны конкретные программы. Собственно, таким образом, Япония выходила на мировой рынок и двигалась к своему экономическому процветанию.

Одной из таких конкретных отраслей может стать развитие малого и среднего бизнеса в промышленности.


II. Основные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в промышленности

В настоящее время в России существуют серьезные препятствия для развития малого предпринимательства в сфере промышленности. Проблемы малого предпринимательства этого сектора экономики характерны для российского малого бизнеса в целом, при этом некоторые из них приобретают особую актуальность для промышленных предприятий.

Сегодня на развитие малого и среднего бизнеса в промышленности влияют различные факторы, и наличие административных барьеров является важной, но не единственной проблемой для развития бизнеса.

Одним из важнейших факторов является доступ на рынок и состояние конкурентной среды. В частности, вынужденная конкуренция добросовестных местных производителей на региональном рынке с продукцией, произведенной из низкокачественного импортного сырья. Неравноправная конкуренция с сетевыми компаниями. Степень ограничения конкуренции в промышленности достаточно высока, даже по сравнению с сектором торговли.

Следующая проблема - отсутствие необходимой инфраструктуры (кластеры, промышленные парки и т.д.), а также острый недостаток производственных площадей, отвечающих современным требованиям. Абсолютное большинство малых и средних производственных предприятий существуют на старых мощностях, которые изношены и морально устарели, не соответствуют современным требованиям. Возможности по созданию новых современных производств на устаревшей материально-технической базе обанкротившихся предприятий сильно преувеличены. Практически во всех регионах остро ощущается дефицит инженерно-технологической инфраструктуры. Перечисленные факторы наиболее критичны для начинающих и интенсивно и развивающихся производств.

Концепция кластерной политики разработана, но пока это только теория. Не определены важнейшие вопросы особого порядка выделения земли, финансирования строительства промышленных и техно- парков, взаимодействия органов власти различных уровней, управляющей компании и компаний-резидентов. Пилотные проекты в зачаточном состоянии.

Увеличение роста издержек при получении доступа к ресурсам (земля, инфраструктура, энергетика и т.д.). Обострилась проблема технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, т.е. к сетям естественных монополий, в особенности к электросетям.

Отсутствие специальных программ стимулирования развития малого бизнеса в производственной сфере.

Сегодня только 10-15 % производственных предприятий имеют доступ к различным региональным программам поддержки малого бизнеса. Примерно такой же показатель информированности о программах Минэкономразвития России, стимулирующих регионы.

Отсутствие эффективных финансовых инструментов для развития малого бизнеса. В современной России предпринимателям негде взять деньги для открытия или развития уже существующего дела. Банковское кредитование предпринимательства играет незначительную роль. Предпринимателям предлагается высокая ставка по кредиту, непродуманные механизмы льготного кредитования.

Сложность и нестабильность законодательства о налогах и сборах. Российская налоговая система не стимулирует развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, а делает их неконкурентоспособными в сравнении с зарубежными партнерами. Речь идет не только о размерах налоговых ставок, а о принципах и подходах к формированию условий налогообложения. У малых и средних предприятий других стран прибыль, направленная на инвестиции в развитие бизнеса, не облагается налогом. В России хозяйствующие субъекты вынуждены полностью уплачивать налог на прибыль и в той части, которая направляется на капитальные вложения.

Административное регулирование характеризуется сложной системой получения сертификатов и лицензий и высокими издержками на сертификацию продукции для малых компаний.

Отсутствие квалифицированных рабочих ресурсов и отсутствие мотивации к работе.

Низкая компетентность среднего и нижнего управленческого звена региональных администраций. Разрыв между наукой и производством в значительной мере обусловлен отсутствием управленческих кадров соответствующей компетентности и др.


III. Состояние малого бизнеса в промышленности. Проект ОПОРЫ РОССИИ и ИА «Росбалт»

Во всем мире малые и средние компании играют важную роль в экономиках, ориентированных на промышленное производство и инновации.

Более того, сложилась эффективная модель организации производства, существующая в конкурентной среде и ориентированная на развитие кооперационных связей.

Крупные, «якорные» предприятия более конкурентоспособны, когда вокруг них формируется широкая система поставщиков из малых и средних компаний – производственных, инновационных, сервисных, предприятий, предлагающие юридические и консалтинговые услуги и т.д. Так создается целостный отраслевой кластер.

В таких условиях повышается гибкость головного предприятия. Оно становится более приспособленным к изменениям требований рынка. Это позволяет повысить скорость внедрения инноваций, улучшить качество конечного продукта, дает множество других преимуществ.

Создание новой модели промышленного развития, о чем говорил Президент России на Госсовете в Волгограде, должна быть ориентирована на конкурентную среду, должна опираться на кооперацию с системой поставщиков, разработчиков, межрегиональные и глобальные связи.

По сути, перед нами поставлена задача приоритетного развития малого и среднего предпринимательства в промышленности, перехода к новым кластерным подходам промышленного развития.

Сегодня малого бизнеса достаточно только в торговом секторе. Доля инновационного и производственного бизнеса в отраслевой структуре малого предпринимательства крайне низкая.

В настоящее время ОПОРА РОССИИ и ИА «Росбалт» реализуют комплексный проект, направленный на изучение малого предпринимательства в промышленности.

В фокусе внимания - особенности интеграции с крупными компаниями, а также выявление барьеров и возможностей для развития кооперационных связей с учетом специфики в различных отраслях и регионах.

За февраль этого года в рамках реализации нашего проекта уже проведена существенная работа по выявлению основных проблем в трех пилотных регионах.

Архангельск

Например, для лесопереработки в Архангельской области в числе важнейших проблем развития определены:

Недостаток промышленных зданий и помещений. Предприниматели отмечают, что невозможно арендовать ни землю, ни готовое помещение.

Существенно осложняет бизнес плохое состояние автомобильных дорог, плохо развитая сеть лесных дорог.

В числе конкурентных проблем – дискриминационная практика распределения лотов на вырубку.

Краснодар

Для агро-пищевого кластера Краснодарского Края специфическими проблемами являются:

Плохое развитие инфраструктуры сбыта, из-за чего посреднические компании присваивают большую часть потенциальной прибыли независимых мелких товаропроизводителей (фермерских хозяйств). Одним из решений могло бы быть развитие кооперации (потребкооперации) в регионе.

Вынужденная конкуренция добросовестных местных производителей на региональном рынке с продукцией, произведенной из низкокачественного импортного сырья.

Пермь

Одной из ключевых проблем для развития Пермского химического кластера является монополизм поставщиков сырья (химических компонентов) - крупных производителей.

Например, в Казахстане решением схожей проблемы стало предоставление крупными предприятиями определенной квоты своей продукции для малых и средних компаний, расположенных в соответствующем промышленном парке.

Завершая обзор факторов, определяющих развитие малого и среднего бизнеса в промышленности, необходимо подчеркнуть - нельзя ожидать результатов, решив - выборочно - лишь некоторые, даже и очень важные проблемы. «Здоровье» зависит от всей «системы факторов». А значит, и политика должна быть комплексной.


IV. Пути решения проблем малого и среднего бизнеса в промышленности и перспективы развития

Определенные результаты принесла и еще принесет административная реформа: сокращены многие избыточные функции и полномочия, серьезно ограничено нормотворчество.

Расширяется спектр финансовых, консалтинговых услуг для предпринимательства, начинает отвечать на потребности бизнеса система образования и пр.

Благодаря программе софинансирования Минэкономразвития России в регионах строятся бизнес-инкубаторы, создаются венчурные фонды и пр.

Вместе с тем, по данным наших опросов сегодня только 10-15 % производственных предприятий имеют доступ к различным региональным программам поддержки. Отчасти, это отложенный эффект. Но только отчасти.

Бурного развития предпринимательства в промышленной сфере не наблюдается. В чем причины этого? В Правительстве, Государственной Думе России, Совете по конкурентоспособности нам говорят: «давайте конкретные предложения. Чтобы были приняты, пусть маленькие, но конкретные решения. Чтобы были решены хотя бы выборочно некоторые проблемы».

Мы предлагаем решения «конкретных» проблем, «практические механизмы», их одобряют и … они по нескольку лет кругами ходят между министерствами, комитетами, советами, аппаратами, не вписываясь, то в кодифицированное законодательство, то в очередную реформу, то еще во что-то.

На сегодняшний день в России надо достраивать саму систему стимулирования предпринимательства и развития малого и среднего бизнеса.

Стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса должно стать инструментом достижения общенациональных целей: диверсификации экономики и развития инновационного потенциала.

Необходимо формирование отдельной, самостоятельной, целостной политики развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса. В этой политике развитие предпринимательства (предпринимательской активности) и формирование «предпринимательского общества» должно стать одним из национальных приоритетов. Этот вопрос становится критическим в условиях все большей открытости российской экономики и усиления конкуренции с другими странами и регионами.

Необходима также разработка ведомственных программ развития малого и среднего бизнеса в отдельных отраслях и секторах экономики. Развитие малого и среднего бизнеса должно стать одним из приоритетов отраслевых министерств (например, требования к развитию системы поставщиков в рамках государственного заказа, в том числе оборонного).

Для преодоления межведомственных разногласий и координации усилий необходим (орган) надминистерской координации – эффективность такого инструмента многократно подтверждена международной практикой. При реализации нашего проекта в регионах мы столкнулись с той же проблемой межведомственной координации. В Минэкономразвития России занимаются малым бизнесом, но не промышленным развитием, а в Минпроме России – наоборот.

Свои задачи и роль в этой системе есть у бизнес-сообщества. Это не только мониторинг.

Мировой опыт доказывает важность использования предпринимательских объединений в качестве институтов сотрудничества, институтов партнерства при разработке и реализации программ экономического развития, формировании отраслевых, региональных и других стандартов качества товаров и услуг.

Бизнес–ассоциации – инициаторы создания паритетных консультативно-совещательных органов, определяющих стратегические задачи и программу мер по развитию кластеров, в том числе промышленных.

Необходим общественный контроль над реализацией программ поддержки малого бизнеса. Это обеспечит их адекватность реальным потребностям бизнеса, прозрачность и неизбирательную доступность.

Мы предлагаем Правительству России совместно разработать программы поддержки развития общероссийских предпринимательских объединений и механизмы софинансирования их деятельности по наиболее востребованным направлениям, таким как мониторинг барьеров и результатов политики, правового и иного консультирования, информационного сопровождения, пропаганде предпринимательства среди граждан России и пр. Предпринимательские объединения могут выполнять функцию оператора государственных программ.

Одним из важных инструментов может стать создание специальной корпорации по реализации политики развития МСП.

Развитие малого предпринимательства и особенно в промышленности – это сфера, где интересы государства и крупного бизнеса совпадают.

Наиболее амбициозным вариантом может стать создание такой специализированной «корпорации» в форме частно-государственного партнерства, причем, на условиях, когда крупный бизнес может не только участвовать в выработке стратегии и делать экспертизу ключевых проектов, но и софинансировать и участвовать в управлении.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости