Промежуточный доклад по итогам реализации НИР МЭРТ за 2007 гг.
Москва, июль 2007 г.
Авторы: Государственный университет – Высшая школа экономики, Центр фундаментальных исследований, Лаборатория социологических исследований
Настоящий отчет основывается на данных, полученных в рамках международного лонгитюдного исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства», координируемого GEM consortium (подробнее см.: www.gemconsortium.org) в 2006 г., исследовательским коллективом Лаборатории социологических исследований в составе: д.э.н., проф. Чепуренко А.Ю. (научный руководитель), к.э.н., доц. Образцова О.И. (зам. руководителя), к.э.н. Алимова Т.А. (ведущий исследователь), ст. преподаватель Габелко М.В., научные сотрудники Денисова М.А., Мулукова Л.Р., Филатова Ю.В.
Содержание
- Введение
- Аналитические возможности официальной статистической информации о малом бизнесе
- Общая характеристика раннего предпринимательства
3.1. Социально-демографическая характеристика
3.2. Почему люди начинают свой бизнес? Мотивационные характеристики российского раннего предпринимательства
3.3. СМИ как фактор влияния на условия для развития предпринимательства
Краткие выводы
- Гендерный анализ структурных характеристик различных категорий предпринимателей
Краткие выводы
- Структурная характеристика потенциального и раннего предпринимательства: виды деятельности, новизна продукта
5.1. Виды деятельности
5.2. Новизна предлагаемого продукта и конкуренция
Краткие выводы
- Особенности финансовой структуры раннего предпринимательства в России
Краткие выводы
- Факторы смертности малого бизнеса
Характеристика предпринимателей, которые за последний год бросили, приостановили или закрыли свой бизнес
7.2. Экономическая активность после закрытия бизнеса
7.3. Причины закрытия (приостановки) бизнеса
7.4. Мотивация предпринимательской деятельности после первой неудачи
Краткие выводы
- Параллельное предпринимательство
8.1. Социально-демографическое описание
Краткие выводы - Социально-экономические условия и государственная поддержка малого бизнеса
9.1. Общие условия развития предпринимательской активности населения
Социально-психологический климат для развития предпринимательства
9.2. Результаты отдельных направлений поддержки малого предпринимательства
Условия старта для малого предпринимательства
Предпринимательство и рынок труда
Сетевое развитие малого предпринимательства как реакция приспособления
Краткие выводы
Краткое содержание отчета (executive summary)
Выводы и рекомендации в области содействия малому бизнесу в России
Приложение 1
Введение
В рамках настоящего исследования центральными являются два вопроса, а именно:
- Каково состояние ранней предпринимательской активности в России?
- Какими мерами государство может содействовать повышению уровня предпринимательской активности?
Базовые определения
Предпринимательством является любая попытка создать новое предприятие или новый бизнес, - например, самозанятость, учреждение новой предпринимательской структуры или расширение уже существующего бизнеса, предпринимаемая физическим лицом, группой физических лиц или уже существующей бизнес - структурой.
В рамках проекта рассматриваются четыре стадии индивидуального предпринимательства:
- потенциальное (potential entrepreneurs) – активное планирование и организация предпринимательства;
- раннее (Early-Stage), в т.ч.
-- нарождающееся (nascent entrepreneurs): момент сосредоточения ресурсов для начала предпринимательства, когда экономическая деятельность уже началась, но валовые смешанные доходы, если и образуются, то не более 3 месяцев;
-- новый бизнес (new, or baby business): валовые смешанные доходы образуются от 3 до 42 месяцев;
- устоявшийся бизнес (established business): функционирующий более 42 месяцев.
Главным инструментом исследования является стандартизованный национальный опрос, позволяющий выяснить уровень предпринимательской активности.
Соответственно задачам проекта и сформулированному определению предпринимательства, GEM использует для обследования анкету, содержащую 87 вопросов, объединённых в 9 блоков, с разных сторон характеризующих отношение респондента к организации предпринимательской деятельности. Необходимо подчеркнуть, что объектом исследования являются, в первую очередь, сами предприниматели, а не бизнес-единицы
Выборочный опрос взрослого населения России, проведённый в мае 2006 года, охватил 1894 респондента и был репрезентативным относительно всего населения в возрасте от 16 лет и старше. Опрос был размещён в 108 городских и сельских населенных пунктах, расположенных в 8-ми республиках, 6-ти краях, 24-х областях, Еврейской автономной области и Коми-Пермяцком автономном округе. Ниже (appendix 2) приведена схема размещения выборки. Опрос проведен в рамках регулярного (1 раз в два месяца) исследования «Мониторинг социально-экономических перемен», проводящегося Левада-Центром, поэтому все показатели обследования предпринимательского потенциала сопоставимы с результатами майской волны Мониторинга в целом.
По итогам опроса рассчитывается ряд индексов – например, индекс ранней предпринимательской активности (Total Entrepreneurial Activity index, ТЕА) – доля трудоспособного взрослого населения (от 18 до 64 лет), либо активно участвующего в создании нового предприятия, либо являющегося собственниками или менеджерами фирм моложе 42 месяцев. Предлагается также ввести в научно-аналитический оборот индекс оборота предпринимательского потенциала (соотношение вновь созданных и закрытых/приостановленных/ликвидированных бизнесов за последние 12 мес.). Первый из них позволяет охарактеризовать реальный уровень вовлеченности взрослого трудоспособного населения в предпринимательство, второй является интегральным показателем степени благоприятствования внешних условий (поскольку очевидно, что в краткосрочной перспективе сокращение или увеличение как числителя, так и знаменателя отражают прежде всего изменение макроэкономических и политических факторов) развитию ранней предпринимательской активности.
Указанные показатели могут быть использованы как для построения рядов, отражающих динамику интенсивности развития предпринимательского потенциала, а также общих условий предпринимательской активности, так и для межстрановых сопоставлений.
Кроме того, в ходе проекта было проведено 36 интервью с экспертами, представляющими органы власти, консультационные, аналитические, бизнес-структуры. Анализ результатов опроса населения, но в еще большей мере - экспертных интервью позволяет оценить рамочные условия предпринимательской деятельности (РУПД), или GEM Entrepreneurial Framework Conditions (EFC).
К числу РУПД мы относим следующие основные группы факторов и обстоятельств:
Финансовая поддержка
Масштабы, в которых финансовая поддержка и ресурсы доступны для новых и растущих фирм – включая гранты и субсидии. В рамках данного направления анализа изучается также качество и доступность финансовой поддержки – равенство доступа к стартовому и заемному капиталу; отношение к предпринимательству со стороны финансового сообщества (в том числе, оценка знаний и навыков, необходимых для использования предпринимательских возможностей, оценка бизнес-планов и потребностей в капитале малых фирм, готовность вести дела с предпринимателями и отношение к риску кредитования предпринимателей).
Политика государства
Масштабы, в которых политика региональных и национальных властей, включая общие и специальные режимы налогообложения, регулирующее воздействие и административное вмешательство, является нейтральной с точки зрения размера бизнеса и/или демотивирует/мотивирует создавать новые и растущие фирмы.
Правительственные программы. Наличие прямых программ поддержки новых и растущих фирм на всех уровнях - национальном, региональном и муниципальном. Данное направление также изучает доступность и качество правительственных программ; доступность и качество человеческих ресурсов в госаппарате и их способность управлять такими программами; эффективность услуг.
Обучение и подготовка кадров. Масштабы, в которых доступны услуги по обучению и подготовке кадров, степень учета особенностей стартующих и уже существующих малых, новых или растущих бизнесов в системе подготовки и переподготовки кадров на всех уровнях (в том числе в начальной школе, высшей школе или системе профобразования, технических колледжах и на различных курсах, курсах делового администрирования и т.п.). Под данным углом зрения рассматривается также значение и глубина такого обучения для создания или управления малым, новым или растущим бизнесом; а также философия образовательной системы, ее открытость в отношении инновационных и креативных форм обучения на всех уровнях; уровень компетентности преподавателей, обучающих предпринимательству. В этом аспекте важна экспертная оценка уровня подготовки предпринимателей и менеджеров в рамках процесса обучения и подготовки кадров.
Передача результатов НИОКР. Масштабы, в которых национальная инновационная система создает предпосылки для возникновения новых возможностей; доступность НИОКР для новых, малых и растущих фирм. Речь идет также о том, как защищена интеллектуальная собственность и как применяется патентное право; о возможностях и способностях исследователей вступать в переговоры с коммерческими партнерами и наоборот; о национальном уровне инноваций; о национальной ориентации НИОКР; о признании значения и о поддержке правительством, экономикой и образовательной системой значимости прикладных исследований. Одновременно оценивается доступность и качество инфраструктуры поддержки для высокотехнологичных проектов.
Коммерческая и профессиональная инфраструктура. Влияние (включая издержки, качество, доступность) коммерческих, бухгалтерских услуг и услуг со стороны др. институтов на возможности создания и развития новых, малых или растущих бизнесов. Кроме того, рассматривается доступность информации из общих источников - Интернета, журналов, газет и публичных семинаров по проблемам национальной и мировой экономики – и ее влияние на процесс бизнес-старта, знания начинающих предпринимателей о том, как написать бизнес-план и ориентироваться в потребностях рынка.
Степень открытости рынков. Масштаб, в котором коммерческие конвенции стабильны и трудно поддаются изменениям, препятствуют приходу на рынок новых и растущих фирм, конкурирующих и вытесняющих уже сложившихся на рынках поставщиков, субконтракторов и консультантов. Этот аспект связан с выяснением недостатка рыночной прозрачности (т.е. степени асимметрии информации; пределов, в которых рыночная информация недоступна всем покупателям и продавцам); политики государства, направленной на открытие рынков (в том числе, публичные закупки; сокращение барьеров для торговли - тарифов, квот и т.п.); структурой рынка (в том числе, степенью легкости проникновения на него; господством крупных или малых фирм; уровнем рекламы; ценовой конкуренции и т.п.); наличием одного или нескольких полей со своими правилами игры для фирм.
Степень доступности физической инфраструктуры. Доступность и качество физических ресурсов, включая коммуникацию - телефон, почту, Интернет; основные средства; транспортные пути, включая водный и воздушный транспорт; земельные ресурсы, наличие офисных площадей/парковок; цена земли, собственность, доступность офисных помещений, аренда; доступность и качество сырья и природных полезных ископаемых – леса, почвы, климата, которые способствуют развитию предпринимательства.
Культурные и социальные нормы Пределы, в которых культурные и социальные нормы способствуют или препятствуют осуществлению действий, которые могут привести к созданию новых путей осуществления бизнеса или экономической деятельности и, в свою очередь, приводят к большей дисперсии богатства и доходов. В рамках этого направления анализа рассматривается также общий подход к предпринимательству; подход к риску и созданию богатства, их влияние на развитие предпринимательства; влияние социальных и культурных норм на предпринимательское поведение; склонность к одобрению предпринимательства; влияние культурных и социальных подходов и поведения на региональные сообщества и меньшинства – этнические, религиозные, гендерные страты в предпринимательстве.