(Из материалов VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий
"Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО", 2007 г.)
Почти 15 лет назад Россия подала заявку на присоединение к Всемирной торговой организации. Переговорный марафон практически завершен и, как ожидается, уже в текущем году состоится официальное вступление России в ВТО. Торгово-промышленная палата России последовательно отстаивает позицию, что присоединению к ВТО у нас нет альтернативы. Это отвечает долгосрочным интересам экономического и социального развития страны.
Став полноправным участником действующих в ВТО многосторонних договоренностей, Россия получит более широкий доступ на мировой рынок, избежит дискриминации при продаже своих товаров. При этом важно отметить, что наша страна не утратит право защищать внутренний рынок и интересы отечественных производителей, используя методы, принятые в международном деловом сообществе.
Вместе с тем, опыт многих стран, вступивших за последние четверть века в ВТО, показывает, что в процессе присоединения к этой организации возможны значительные экономические и социальные издержки. Их цена зависит не только от условий присоединения, но и от умения национального бизнеса адаптироваться к новым правилам игры.
Несомненно, в зоне повышенного риска окажется российский малый и средний бизнес, так как более широкий доступ на наш рынок зарубежных производителей существенно обострит конкуренцию в тех сегментах экономики, где как раз и работают отечественные малые предприятия.
Это – серьезная проблема, которая затрагивает всю российскую экономику. Доля малого и среднего бизнеса в производстве ВВП в России значительно ниже, чем во многих странах. Однако нельзя не отметить, что в 2006 году российский малый бизнес рос в 2,5 раза быстрее остальной экономики – его оборот увеличился на 20, а инвестиции – почти на 30 процентов. Общее число малых предприятий увеличилось на 5 процентов, причем наиболее быстрый рост малых фирм происходил на Дальнем Востоке, Сибири и Урале. Безусловно, нельзя допустить, чтобы вступление России в ВТО пагубно сказалось на динамике развития малого предпринимательства.
Еще в 2002 году в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ Президент В.В.Путин говорил: «ВТО – это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее. Кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учиться, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин – обречен».
Какие шаги, по мнению Торгово-промышленной палаты России, должны быть предприняты для того, чтобы сделать процесс вхождения нашего малого и среднего предпринимательства в глобальную конкурентную среду наименее болезненным?
Первое. Необходимо еще до вступления в ВТО завершить непомерно затянувшийся процесс законодательного регулирования малого и среднего предпринимательства и защиты его интересов, максимально приблизив наше правовое пространство к мировой и европейской практике.
Торгово-промышленная палата России самым активным образом участвовала совместно с Минэкономразвития в разработке проекта нового закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». На сегодняшний день внесению Правительством этого законопроекта в Государственную Думу мешает только одно – неконструктивная, я бы сказал близорукая позиция Минфина. Мы считаем абсолютно необоснованным требования Минфина исключить из проекта закона следующие положения: во-первых, освободить малые и средние предприятия от обязанности ведения бухгалтерского учета; во-вторых, разрешить вести торговлю без кассовых аппаратов; в-третьих, ввести заявительный принцип регистрации и ускоренную амортизацию; в-четвертых, получать офисы в аренду из муниципальных фондов недвижимости.
Одновременно законопроект «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» внесен рядом депутатов Госдумы. Главное для Торгово-промышленной палаты не в том, какой из этих двух проектов станет Законом, а будет ли этот Закон отвечать в максимальной степени интересам малого и среднего бизнеса.
Второе. В результате вступления России в ВТО сильное давление зарубежных конкурентов ощутит на себе отечественный малый и средний бизнес, работающий на потребительских рынках. Уже сегодня нужно обдумывать меры по защите его интересов, тем более, что нынешняя практика далека от решения этой задачи. Не прекращаются попытки усложнить жизнь малым предприятиям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, под надуманным предлогом необходимости воспрепятствовать делению бизнеса на мелкие компании. Кстати, никто из чиновников еще не привел реальных примеров дробления бизнеса с целью сокращения налогов. Очень медленно преодолеваются и административные барьеры, сложившиеся на российском рынке.
Нужно прямо сказать, что сформированные у нас цепочки посредников неконкурентоспособны перед современными дистрибьюторскими сетями, и они же делают неконкурентоспособными многие отечественные товары. Да и как может быть иначе, если в розничной цене, например, сельскохозяйственной продукции, на долю самого производителя – крестьянина или фермера перепадает в лучшем случае лишь четверть доходов.
Необходима государственная политика по коренной перестройке всей системы организации малого и среднего бизнеса, работающего в торгово-посреднической сфере.
Третье. Вступление в ВТО обязывает нас обратить особое внимание на стимулирование инновационной деятельности малых и средних предприятий.
В США и других развитых странах малые фирмы дают 40-46 процентов всех крупных научно-технических нововведений. У нас, в России, этот показатель на порядок меньше.
Государственная Дума приняла в марте текущего года в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми малые и средние предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, смогут вычитать из налогооблагаемой прибыли расходы на патентование и НИОКР. Это хорошо, но недостаточно.
Исключительно важное значение имеет налаживание взаимодействия инновационно-ориентированных российских малых предприятий с зарубежными корпорациями. Сегодня иностранцы проявляют большой интерес к российскому малому и среднему бизнесу, занятому в сфере программирования, интеллектуальных сервисов, биотехнологий, производства новых материалов. Но распространяющаяся при этом практика, когда такие предприятия оказываются целиком в собственности зарубежного инвестора, вряд ли отвечает нашим национальным интересам.
Мы считаем, что сотрудничество отечественных малых высокотехнологичных предприятий с зарубежными производителями и инвесторами должно строиться преимущественно на основе создания совместных предприятий и инжиниринговых центров на условиях тиражирования полученных образцов в основном на наших производственных мощностях.
Четвертое. Одним из приоритетных направлений работы по подготовке малых и средних предприятий к вступлению России в ВТО является внедрение международной системы стандартов качества. Во многих странах вопросы соответствия бизнес-структур международным стандартам качества являются сферой заботы не только самих предпринимателей, но и предметом активной государственной политики. К сожалению, в нашей стране, даже в преддверии вступления в ВТО, эта проблема не поднята на должный уровень.
В настоящее время сертификаты соответствия международным стандартам ИСО 9001:2001 имеют около 100 тысяч российских предприятий, хотя по официальной статистике ИСО таковых не более 5 тысяч. Остальные 95 тысяч хозяйствующих субъектов приобрели их по адресам, указанным в рекламных объявлениях, – «сертификат ИСО 9000 за три дня, цена – от 80 тысяч рублей». Такие сертификаты служат допуском к участию в торгах лишь по муниципальным заказам у нас в России.
Совершенно очевидно, что если не принять срочных мер по решению злободневных вопросов стандартизации и сертификации, то буквально на следующий день после вступления в ВТО отечественные бизнес-структуры, не сертифицированные в соответствии с международными стандартами серии ИСО, начнут немедленно и безжалостно вытесняться с нашего внутреннего рынка зарубежными компаниями. Понятно, что вопрос о проникновении на иностранные рынки вообще будет снят с повестки дня.
Пятое. Важнейшей задачей всей системы торгово-промышленных палат в России и других общественных организаций предпринимателей является налаживание информирования предприятий и организаций обо всех возможных скрытых барьерах, которые ожидают российских производителей в случае массового прихода зарубежных конкурентов под лозунгом свободной торговли. Так, далеко не все хорошо осведомлены об изощренных методах недобросовестной конкуренции, применяемой крупными иностранными компаниями в отношении новых членов ВТО. Это, например, временное применение демпинговых цен на товары и услуги с целью вышибить конкурентов с рынка, скупка долгов предприятий, являющихся важным звеном в технологических цепочках с последующим их банкротством и ликвидацией, и т.п.
Территориальным палатам предстоит улучшить систему правовой поддержки всех категорий предпринимателей и научить их эффективно противодействовать явным и скрытым рискам и угрозам.
Шестое. Необходимо иметь в виду, что одним из важнейших средств повышения конкурентоспособности компаний в глобальной экономике, является четко регламентированный диалог работодателей и трудовых коллективов. К сожалению, на сегодняшний день на большинстве отечественных малых и средних предприятий не заключается никаких коллективных договоров, а их владельцы зачастую вообще не признают трехсторонние соглашения, ежегодно подписываемые представителями профсоюзов, работодателей и администрациями субъектов Федерации и муниципальных образований. От этой негодной практики необходимо избавляться.
В условиях поворота государства к социальной проблематике нельзя мириться с тем, что руководители малых и средних предприятий уделяют явно недостаточное внимание вопросам охраны труда и здоровья сотрудников. Сегодня – это общая беда отечественного бизнеса.
Сегодня мы не можем похвастаться серьезными успехами в борьбе с «теневым» бизнесом, в котором по-прежнему действует значительная часть малых предприятий. Занижение выручки, уход от налогов, зарплаты по «серым» и «черным» схемам – все это, к сожалению, имеет широкое распространение. Разве можно поверить в то, что, согласно официально представленным в соответствующие ведомства данным, рентабельность российских малых предприятий в среднем составляет менее 4 процентов. По данным Федеральной налоговой службы, сейчас в госреестре числятся 1,5 млн. недействующих фирм, которые задолжали бюджету около 100 млрд.рублей, и в подавляющем большинстве – это малые предприятия-однодневки.
Предпринимательская общественность призвана поддержать те усилия, которые сейчас принимаются по линии властных структур для искоренения коррупционных сделок, контрафакта, посягательств на интеллектуальную собственность, которые нередко являются главным фактором процветания отнюдь не отдельных субъектов малого предпринимательства.
Уважаемые коллеги!
За годы рыночных реформ российский малый бизнес преодолел сложный и тернистый путь своего становления. Сейчас он вышел из стадии стагнации. Совместными усилиями государства, структур гражданского общества и самих предпринимателей мы обязаны сделать все необходимое для того, чтобы присоединение России к Всемирной торговой организации привело в конечном счете к завоеванию малым и средним бизнесом более весомых позиций в социально-экономическом развитии нашей страны.