Нижний Новгород, 2006
Авторы: Проект "Экономическое оздоровление и создание рабочих мест" в рамках программы партнерства между DFID и Правительством Нижегородской области; Х.Версхоор, А.Земко
Аннотация
В отчете представлен анализ ситуации с развитием предпринимательства в Чехии, Венгрии, Польше, Хорватии и Китае с целью возможного применения результатов исследования при разработке программ и инструментов поддержка в Росси, в частности, в Нижегородской области. По каждой и названных стран были описаны основные барьеры на пути развития малого бизнеса, программы по развитию малого бизнеса на национальных, региональных и местных уровнях; организации, отвечающие за поддержку малого бизнеса, вопросы финансирования программ и структур поддержки, а также инструменты развития и мероприятия по оказанию поддержки малого предпринимательству.
Содержание
- Введение
1.1. Общая информация
1.2. Специфика малого предпринимательства
- Анализ стран
2.1. Чешская Республика
2.2. Польша
2.3. Венгрия
2.4. Китай
2.5. Хорватия
Приложение 1
1. Введение
1.1. Общая информация
Данный отчет представляет собой результаты исследования, проведенного в рамках миссии в августе 2004 г. предметом исследования явилось описание программ и инструментов поддержки малого бизнеса в 5 странах, 3 из которых стали недавно членами Евросоюза (Чехия, Венгрия и Польша). Другие две страны это Хорватия и Китай.
В начале миссии была проведена встреча с представителями инфраструктуры поддержки предпринимательства Нижегородской области, возглавляемыми директором Фонда поддержки малого предпринимательства Нижегородской области г-ном А.В. Летяниным.
В ходе встречи консультанты проекта прояснили некоторые вопросы относительно формата проведения сравнительного анализа, который затем был одобрен Нижегородской стороной и принят в качестве отправной точки для организации исследований и предоставления информации по 5 странам.
В связи с тем, что Нижегородской стороне хотелось получить информацию по периоду, предшествующему подготовке к вступлению и самому вступлению в ЕС, были также уточнены временные рамки, покрываемые исследованием, относительно 3 стран-кандидатов в ЕС, поскольку этот период является более релевантным для сравнения с ситуацией в России и для создания и реализации программ по поддержке малого бизнеса в Нижегородской области.
Данный обзор базировался на исследованиях малого предпринимательства и результатов миссий консультантов, проведенных компанией ECORYS (Нидерланды) во всех 5 странах в период, выбранный для исследования. Кроме этого, было проведено Интернет-исследование, с целью включения в обзор информации и материалов, собранных другими организациями, например, международными и национальными правительственными учреждениями или частными консультантами и исследователями.
Обзор представлен таким образом, что он позволяет читателю:
- Быстро получить информацию о результатах в сжатом виде;
- Провести сравнение между странами;
- Провести сравнение с ситуацией в России;
- Получить информацию о деталях и исходных ситуациях.
1.2 Специфика малого предпринимательства
Выбор 5 стран для проведения исследования был обусловлен необходимостью понять механизм реализации и происхождение программ и инструментов поддержки малого бизнеса и возможностью применения результатов исследования при разработке программ и инструментов поддержки в России. Применение опыта возможно только в том случае, если ситуация в странах, выбранных для анализа, соответствует ситуации в России. В данном случае страны были выбраны именно по этому принципу, как показывают следующие 2 таблицы.
Все отобранные страны находятся в периоде перехода от плановой экономики к рыночной (как и Россия). Сектор малого бизнеса в этих странах значительно отличается от развитых стран
Малый бизнес в экономике развитых стран | Малый бизнес в Чехии, Венгрии, Польше, Хорватии, Китае и России |
|
|
Есть сходство в позиции сектора малого бизнеса в экономике этих стран
Ниже показаны некоторые общие характеристики развития сектора МСП на конец 2001 г.
. | Чехия | Венгрия | Польша | Хорватия | Китай | |
Для частного сектора в экономике [%] | 80 | 80 | 70 | 60 | 24 | |
Доля сектора МСП в ВВП [%] | 34 | 57 | 65 | 60 | 69 | |
Занятость в секторе МПС в % от общей занятости населения | 56 | 52 | 65 | 60 | 69 | |
Валовый доход на душу населения в долларах США | 4797 | 4552 | 4108 | 4279 | 3535 | |
Индекс развития МСП | [%] | 0,152 | 0,237 | 0,180 | 0,223 | -- |
[USD на душу населения] | 730 | 1079 | 770 | 916 | -- |
Есть сходство в проблемах, с которыми сталкиваются малые предприятия 5 стран (и России), например:
- Недостаток финансирования
- Низкий уровень квалификации предпринимателей и недостаток опыта деятельности
- Недостаточно развитый сектор услуг для бизнеса, включая бизнес-информацию
- Административные барьеры, препятствующие созданию и поддержке малых предприятий
Выводы
Успешное развитие сектора малого предпринимательства в рассмотренных странах (а также в России) требует интеграции мероприятий по поддержке на следующих трех уровнях:
- Стратегический уровень (создание программ)
- Организационный уровень (поддержка организаций)
- Микроуровень (поддержка отдельных предпринимателей и малых предприятий).
Стратегический уровень (иерархический уровень 1)
Задача:
Создание благоприятной среды для создания и роста малых предприятий путем осуществления ряда мер, в частности, разработки программ и инструментов поддержки малого предпринимательства, улучшения доступа МСП к технологическим и финансовым ресурсам и привлечение инвестиций в сектор малого бизнеса.
Исполнители:
Законодательная власть и правительственные учреждения, в задачи которых входит планирование и осуществление программ по развитию предпринимательства
Организационный уровень (иерархический уровень 2)
Задача:
Создание и совершенствование инфраструктуры поддержки малого бизнеса (независимые структуры и механизмы) путем предоставления качественных услуг, включая поддержку по созданию бизнеса и информационную поддержку, введение системы одного окна, разработку бизнес-планов, подбор партнеров по бизнесу и предоставление маркетинговой информации, предоставления доступа к финансовым ресурсам и кредитным гарантиям, создания бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей, развития рыночного мышления, поддержки инноваций и стимулирования сотрудничества между малыми предприятиями, предоставления консультаций по созданию систем управления качеством и т.д.
Исполнители:
Государственные и частные компании и организации, торговые палаты, некоммерческие организации, профессиональные и социальные ассоциации, учебные учреждения, комитеты по развитию, банки.
Уровень предприятия (иерархический уровень 3)
Задача:
развитие и поддержка малого предпринимательства путем развития предпринимательских и управленческих навыков, предоставления прямых консалтинговых услуг, создания промышленных зон и бизнес центров, продвижения системы качества и выхода МСП на международные рынки, предоставления возможностей тестирования и сертификации продукции, усиливать информированность о защите прав потребителей и т.д.
Исполнители:
Малые и средние предприятия, предприниматели, университеты, органы сертификации, организации по защите прав потребителей, консалтинговые компании, бизнес-ассоциации и объединения.