Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Всемирная торговая организация. Краткое пособие для бизнеса

Файлы

Москва, 2006

Данная брошюра подготовлена в рамках проекта "Вступление России в ВТО" (Russian WTO Accession), финансируемого Европейским Союзом.

Проект осуществляется Hammonds совместно с Gruppo Soges, IBF International Consulting и Компанией Тандем-Форум.

Данный материал подготовлен при поддержке Европейского Союза. Содержание материала является предметом ответственности Hammonds и консорциума и не отражает точку зрения Европейского Союза.

Публикация, распространение или передача в любой форме всего издания или любой его части без предварительного письменного разрешения Европейской Комиссии запрещается.

В случае необходимости воспроизведения и/или использования настоящего издания необходимо направить письменный запрос в Представительство Европейской Комиссии в России по адресу: 119017 Москва, Кадашевская наб., 14/1


Содержание

Введение

Нужна ли ВТО мировому сообществу?

Критические замечания противников членства в адрес ВТО

Что нельзя будет делать России после присоединения к ВТО?

Всемирная торговая организация, её функции и структура

Многосторонние соглашения системы ВТО

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)

Общие принципы формирования системы соглашений ВТО

Меры по защите внутреннего рынка

Основные условия введения специальных защитных мер

Антидемпинг

Субсидии

Компенсационные меры

Особые условия торговли сельскохозяйственными товарами (соглашение по сельскому хозяйству)

Инвестиционные меры, связанные с торговлей

Защита прав на интеллектуальную собственность

Таможенная оценка

Изменение обязательств

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)

Классифицикация услуг для целей ВТО

Как поставляются услуги в международной торговле?

Изъятия из РНБ

Горизонтальные меры регулирования

Секторальные меры регулирования

Договоренности ГАТС по отдельным секторам или вопросам

Общие исключения ГАТС

Урегулирование торговых споров

Как можно стать членом ВТО?

Процедура присоединения

Как долго идут переговоры о присоединении?

Переговоры по доступу на рынок товаров

Обязательства по тарифам, взятые на себя присоединяющимися к ВТО странами

Доступ на рынок услуг

Общие условия присоединения к ВТО в последние годы

Как ведет переговоры о присоединении Россия

Как обеспечивается контроль за соблюдением интересов России в переговорном процессе?

Позиция российского общества в отношении членства России в ВТО

О чем договорилась Россия на переговорах по ВТО и что осталось сделать?

Плюсы и минусы присоединения для России

Российские оценки социальных и экономических последствий присоединения РФ к ВТО

О чем сейчас ведут переговоры члены ВТО

Повлияют ли результаты раунда на интересы России?

Может ли Россия играть активную роль в деятельности ВТО?

С кем Россия будет взаимодействовать в ВТО?

Выводы

Почему нужно спешить?

Где можно получить больше информации о ВТО?

Приложения

Приложение 1. Уступки и обязательства присоединившихся стран по товарам в зависимости от внп на душу населения

Приложение 2. Уступки и обязательства присоединившихся стран по товарам в зависимости от года присоединения

Приложение 3. Основные результаты исследования последствий присоединения к ВТО

Список принятых сокращений


Таблицы

Таблица 1. Сравнительная таблица обязательств стран-членов ВТО и России

Таблица 2. Сравнительная таблица норм действующего законодательства РФ и требований ВТО

Таблица 3. Многосторонние соглашения по торговле товарами с описанием

Таблица 4. "Мечи" и "Щиты" ГАТТ

Таблица 5.Основные условия введения специальных защитных мер

Таблица 6.Основные меры регулирования доступа на рынки услуг, принятые в странах-членами ВТО

Таблица 7. Ограничения по горизонтальным мерам регулирования доступа на рынок

Таблица 8. Пример обязательства по доступу на рынок товара

Таблица 9. Пример горизонтального ограничения по доступу на рынок услуг

Таблица 10. Пример секторального обязательства по доступу на рынок услуг

Таблица 11. Задачи сторон на переговорах по доступу на рынок товаров

Таблица 12. Пример соответствия режима импорта товаров нормам ВТО

Таблица 13.Средневзвешенный уровень импортного тарифа на промышленные товары отдельных членов ВТО и России

Таблица 14. Количество расследований по селективным мерам защиты рынка

Таблица 15. Средневзвешенные уровни связанного импортного тарифа на промышленные товары

Таблица 16. Средневзвешенные уровни связанного импортного тарифа на сельскохозяйственные товары

Таблица 17. Средневзвешенные уровни тарифных квот.

Таблица 18. Результаты переговоров по доступу на рынок услуг в ходе Уругвайского раунда основными торговыми партнерами России - и предложения России на переговорах о присоединении

Таблица 19. Виды ограничений по доступу на рынок услуг (на примере сектора туристических услуг)

Таблица 20. Обязательства недавно присоединившихся к ВТО стран в области поддержки сельского хозяйства

Таблица 21.Очевидные аргументы "за" присоединение России к ВТО

Таблица 22. Дискуссионные аргументы "против" присоединение России к ВТО

Таблица 23. Наиболее активные страны - члены ВТО


ВВЕДЕНИЕ

Тематика Всемирной торговой организации (ВТО) и присоединения к ней России продолжает доминировать в публичных дискуссиях в нашей стране. В обсуждение этого вопроса вовлечены чиновники, государственные деятели, парламентарии, бизнесмены. Всех интересует один вопрос: к чему же Россия присоединяется и зачем она это делает?

Защитники членства в ВТО утверждают, что без участия в ВТО Россия не сможет продолжать экономические реформы, на равных участвовать в международной торговле и получать связанные с этим участием выгоды. Их оппоненты считают, что присоединение к ВТО нанесет непоправимый ущерб целым отраслям промышленности, лишит Правительство возможности принятия нужных экономических решений, а наиболее радикально настроенные по-прежнему полагают, что членство в ВТО "угробит миллионы россиян".

Столь полярные точки зрения связаны не столько с отсутствием информации об этой организации и процессе присоединения - ее достаточно, сколько с тем, что она часто предлагается в специфических терминах или формах, в которых порой трудно разобраться неспециалистам

В предлагаемом Вашему вниманию пособии мы попробуем вместе разобраться в том, а что же, собственно, из себя представляет ВТО, какие преимущества она дает своим членам и какие обязанности члены ВТО должны выполнять, как участие в ВТО влияет на развитие международной торговли, на каких условиях к ВТО присоединяются другие страны, каковы основные параметры присоединения к ВТО России.

Мы попытались ответить на все эти вопросы в простой, и, надеемся, доступной форме. Хотя в подготовке настоящего пособия участвовали российские и иностранные эксперты в области международной торговой политики и права, оно не может служить инструкцией или юридическим пособием. Его задача скорее в том, чтобы дать читателям представление о главных принципах деятельности ВТО, соглашений, которые положены в ее основу, плюсах и минусах членства для России.


НУЖНА ЛИ ВТО МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ?

Это не праздный вопрос. Глобализация мировой экономики, в которой ВТО играет далеко не последнюю роль, вызывает растушую критику по всему миру. Противники глобализации считают, что этот процесс ведет к существенному укреплению промышленно развитых стран за счет развивающихся, потере национального, культурного и экономического суверенитета и продолжающейся дифференциации между богатыми и бедными. Не втягиваясь в дискуссию по этому важному вопросу, посмотрим, а с чем могло бы столкнуться мировое сообщество, если бы не было ВТО?

Во-первых, с более высокой вероятностью вооруженных конфликтов. Одна из основных причин Второй мировой войны и множества локальных вооруженных конфликтов в 30-е годы XX века была связана с введением жестких односторонних протекционистских ограничений в торговле. В конце 40-х годов западноевропейские страны решили искоренить экономические причины войн, создав Европейское объединение угля и стали (предшественник Европейского сообщества), в рамках которого страны установили единые правила торговли в секторе угля и стали. В то же время прошли переговоры по выработке многосторонних правил мировой торговли, которые завершились подписанием Генерального соглашениях по тарифам и торговле (ГАТТ) - предшественника ВТО. В результате были согласованы не только правила международной торговли, но и правила разрешения торговых споров.

Во-вторых, с дальнейшей дифференциацией крупных и малых государств, их места и роли в мировой экономике. ВТО в известной степени выравнивает шансы для всех. ВТО не только устанавливает единые правила игры - важно, что эти правила устанавливаются всеми заинтересованными странами, на основе принципа консенсуса. Хотя в ВТО формально существует процедура голосования квалифицированным большинством, в истории организации она практически не использовалась. Все члены ВТО равны - в организации действует безусловный принцип не дискриминации.

В-третьих, с ростом цен для потребителей. ВТО обеспечивает либерализацию в мировой торговле, что позволяет в свою очередь ее членам максимально использовать свои конкурентные преимущества. В обратном случае, когда страны поддерживают меры по защите национального производства, страдают прежде всего потребители. Например, в ЕС семья из четырех человек должна ежегодно "доплачивать" 1500 долларов США за приобретение "своих" продуктов питания - возможности для ввоза продовольствия из других стран в ЕС достаточно ограничены. В США цены на текстиль и одежду почти в полтора раза выше среднемировых - в результате проведения протекционистской политики в отношении собственных неэффективных производителей. Когда США в 80-е годы ввели жесткие ограничения на импорт автомобилей из Японии, они обосновывали это необходимостью защиты национальных производителей. Цены на американском рынке возросли на 40 процентов - а в результате число продаж отечественных автомобилей на внутреннем рынке упало на 1 миллион, что усугубило ситуацию в американской промышленности и привело к новым увольнениям рабочих.

Аналогичная ситуация в услугах. Либерализация услуг телекоммуникаций в ЕС привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов.

Снижение торговых барьеров оказывает прямое воздействие и на жизнь россиян. В том же секторе телекоммуникаций разрешение на иностранные капиталовложения в мобильную связь привело к кратному снижению стоимости телефонных звонков по мобильным телефонам. В случае, если бы Россия ввела такие же ограничения на ввоз сельскохозяйственных товаров, которые действуют сейчас в ЕС, стоимость продовольствия у нас возросла бы в 2-2,5 раза.

В-четвертых, с ростом безработицы. Пример Европейского сообщества показывает, что либерализация торговли быстро приводит к росту занятости. В результате отмены пограничных ограничений в ЕС в странах Сообщества было создано как минимум 300000 новых рабочих мест. В США как минимум 12 миллионов рабочих заняты в производстве экспортной продукции. В металлургии России из около 1 миллиона занятых 600000 работает на экспорт.

В-пятых, с падением эффективности производств. Открытие рынков всегда заставляет отечественные предприятия принимать меры по модернизации производства и росту конкурентоспособности. Россия в этом плане наиболее динамичный пример. Несложно посчитать, сколько сортов отечественного пива или видов лекарств продавалось в России 10 лет назад и сколько продается сейчас.

В-шестых, к росту лоббизма. Отсутствие четких, единообразных и предсказуемых правил международной торговли всегда ведет к искажению нормальной конкурентной среды: здесь выигрывает не тот, кто производит лучше и дешевле, а тот, кто располагает более мощным "административным" ресурсом. В торговле текстилем, в которой до 2005 года применялись особые, ограничивающие свободы рынка правила, текстильные компании развитых стран смогли получать сверхприбыли, часть которых расходовалась на лоббизм протекционистской политики национальных правительств.

В нашей стране несколько лет назад лоббисты были особенно успешны в "пробивании" различных льгот в применении импортных тарифов, например, на алкоголь или сигареты, что давало им сверхприбыли, но ставило в невыгодное положение национальных производителей аналогичных товаров.

Правила ВТО универсальны и обязательны для всех. Они не могут меняться без согласия всех членов. Они транспарентны и не могут применяться до опубликования. Поэтому, правительства членов ВТО имеют серьезные международные правовые ограничения для того, чтобы предоставлять отдельные льготы или преференции.


Критические замечания противников членства в адрес ВТО

Теперь рассмотрим наиболее часто встречающиеся критические замечания в адрес ВТО, которые используются противниками членства в этой организации, в том числе и в России.

ВТО диктует политику членов этой организации

Это не так. Все соглашения и договоренности, действующие в рамках ВТО, являются результатом переговоров между членами организации, и все они принимаются на основе консенсуса и ратифицируются парламентами. Иными словами, ВТО "выполняет волю народов", а не наоборот.

Только в том случае, когда член ВТО отходит от выполнения своих обязательств, и возникает торговый спор, ВТО может использовать механизм принуждения. Этот механизм также не носит "насильственного" характера: если член ВТО, который нарушил свои обязательства перед другим членом, не намерен исправить ситуацию, он может столкнуться с ответными действиями, которые будут санкционированы (разрешены) ВТО.

Членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников

Это не так. Членство в ВТО немногим отличается от участия в других международных организациях, любая из которых налагает на своих членов определенные обязательства. Кроме того, обязательства вытекают и из других международных соглашений. Например, Россия заключила несколько тысяч международных соглашений экономического характера, причем большинство из них содержат те или иные ограничения для подписавших их правительств. Например, соглашения о торговле со странами СНГ, как общее правило, запрещают Правительствам применять во взаимной торговле таможенные пошлины, а соглашения с США или ЕС - применять их на дискриминационной основе. Проводя переговоры по таким соглашениям, правительство в полном объеме пользуется своим суверенным правом брать на себя только те обязательства, которые оно хочет. Условия участия в любом торговом соглашении или в любой международной экономической организации - и ВТО в этом плане не исключение - не препятствует государству реализовать свое суверенное право выйти из соглашения или организации тогда, когда оно сочтет это необходимым.

Участие в ВТО предполагает полную либерализацию доступа на рынок

Это не так. ВТО - это организация, которая определяет не столько принципы свободы торговли, сколько принципы применения ее ограничений. Члены ВТО сохраняют возможность применения ограничительных мер против импорта, например, в тех случаях, когда такой импорт наносит серьезный ущерб национальным производителям товаров или ведет к нарушению нормального состояния платежного баланса. Важно лишь то, что такие ограничения могут вводиться на основе четко установленных правил. При присоединении к ВТО новые члены могут сохранять необходимый уровень тарифной защиты рынка товаров или защиты рынка услуг; этот уровень является предметом переговоров об условиях присоединения.

Россию заставляют присоединиться к ВТО, используя различные методы давления

Это не так. Членство в ВТО - это добровольный выбор любой страны. Решение о сближении с предшественником ВТО - ГАТТ было принято Политбюро ЦК КПСС в 1982 году, и трудно даже предположить, что в то время оно принималось под давлением. Ситуация с тех пор не изменилась. Несмотря на то, что российскими переговорщиками назывались разные сроки присоединения к ВТО, присоединение пока не состоялось. Это свидетельствует лишь о том, что Россия примет решение о присоединении только тогда, когда результаты переговоров приведут к формированию выгодного для нее баланса прав и обязательств, преимуществ и потерь.

России придется существенно изменить систему регулирования внешнеторговой деятельности и экономики

Это не так. Значительное (если не подавляющее) число обязательств страны-члена ВТО уже давно является частью нашей правовой системы, в том числе действующих международных договоров России, или применяется де-факто. Это иллюстрируется в Таблице 1.


Таблица 1. Сравнительная таблица обязательств стран-членов ВТО и России

Основополагающие обязательства члена ВТО Обязательства по действующим соглашениям России, нормы федерального законодательства или фактическая ситуация
РЕЖИМ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле Соглашения РФ с более 120 странами мира
Национальный режим (HP) в отношении импортных товаров Соглашения РФ с более 80 странами мира
Защита национальной промышленности преимущественно тарифными мерами ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
Порядок таможенных процедур Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, Киотская конвенция о гармонизации и упрощении таможенных процедур, членство РФ во Всемирной таможенной организации, Таможенный кодекс
Гласность внешнеторгового законодательства Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, законодательство РФ
Порядок применения антидемпинговых, защитных и компенсационных мер Соглашения РФ с 28 странами, ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах"
Стандарты и процедуры сертификации Законодательство РФ о стандартизации и сертификации, членство РФ в международных организациях по стандартизации и сертификации
Процедуры лицензирования импорта Федеральное законодательство
Правила предоставления промышленных субсидий Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, соглашение о торговле некоторыми видами изделий из стали с ЕС, федеральное законодательство, в частности, законы о бюджете
Правила происхождения товаров Таможенный кодекс РФ
РЕЖИМ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ
РНБ для поставщиков услуг через коммерческое присутствие Соглашения о защите и поощрении капиталовложений РФ с 56 странами мира, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС
HP для поставщиков услуг через коммерческое присутствие с изъятиями Соглашения о защите и поощрении капиталовложений РФ с 56 странами мира, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС
Режим для доступа физических лиц-поставщиков услуг Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, федеральное законодательство
ОХРАНА ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
РНБ и HP Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, участие РФ в международных конвенциях, федеральное законодательство
Уровень и гарантии защиты прав интеллектуальной собственности Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, участие РФ в международных конвенциях, федеральное законодательство

России придется существенно изменить свое национальное законодательство для того, чтобы соответствовать нормам ВТО, и эти поправки нанесут серьезный экономический ущерб России.

Это не так. Речь идет не столько об изменении законодательства, сколько о совершенствовании правоприменительной практики в отдельных областях.

Сами же поправки к законодательству не только не повлекут за собой экономических последствий, но, напротив, сделают правила регулирования более ясными, транспарентными и основанными на здравом смысле. Проиллюстрируем этот тезис на следующих примерах (Таблица 2).

Требования ВТО Нормы действующего законодательства или практика его применения
Таможенная стоимость должна прежде всего основываться на стоимости, определенной контрактом. В случае сомнений в правильности контрактной стоимости, таможня должна доказать импортеру, что она искажена, и импортер имеет право обжалования. Использование справочных или минимальных цен запрещено До начала десятилетия была распространена практика минимальных и справочных цен, на основе которых осуществляется таможенная оценка. Процедуры оспаривания решений таможенных органов были запутаны. Принятие нового таможенного кодекса, законодательства об определении таможенной стоимости привели российскую систему регулирования в соответствие с нормами ВТО
Таможенные сборы должны отражать примерную стоимость услуги, оказанной таможней Таможенный сбор до последнего времени составлял 0,15 процентов от стоимости товара. Сейчас законодательство меняется и будет соответствовать нормам ВТО, что приведет к снижению издержек импортеров при ввозе товаров
Запреты и ограничения импорта по причинам, связанным с защитой жизни и здоровья людей и животных, должны быть научно обоснованы Действующее законодательство предусматривает подготовку научных обоснований при введении такого рода запретов или ограничений ввоза
Член ВТО должен создать "справочное бюро", в котором можно получить информацию о действующем регулировании торговли услугами Пока единой базы по законодательству нет, но соответствующие решения готовятся
Запрещено применение субсидий, поддерживающих конкретное предприятие Субсидии конкретным предприятиям не предоставляются

По подсчетам, для того, чтобы полностью привести действующее законодательство в соответствие с нормами ВТО, осталось внести изменения в два-три федеральных закона, касающихся налогообложения и охраны прав интеллектуальной собственности. Все они приветствуются российским бизнесом.


Что нельзя будет делать России после присоединения к ВТО?

Основные "ограничители", вытекающие из членства в ВТО, можно иллюстративно суммировать следующим образом (знаком (*) отмечены ограничения, полностью или частично зафиксированные в международных соглашениях России):

  1. Автономно повышать ввозные таможенные пошлины выше уровня, согласованного с членами ВТО. Повышение возможно:

    - только после согласования по результатам консультаций,

    - в случае дефицита платежного баланса.

    При этом за Россией сохраняется право на применение других мер по защите внутреннего рынка, устанавливаемых (в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин) сверх ставок ввозных таможенных пошлин.

  2. Дискриминировать импортные товары на всех стадиях транспортировки и продажи, включая дискриминационное налогообложение*, предложение к продаже, включая рекламу, применение технических барьеров, стандартов и пр.
  3. Применять количественные ограничения, за исключением строго оговоренных случаев (например, в целях применения специальных защитных мер)*. и доступ к транзитным сетям*.
  4. Ограничивать транзит
  5. Включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор*).
  6. Применять экспортные субсидии (за исключением сельского хозяйства) в любых формах (ЕС*).
  7. Применять меры, ограничивающие внешнюю торговлю, без их заблаговременного опубликования*.
  8. Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам (ЕС*).
  9. Ограничивать платежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничению торговли товарами или услугами (ЕС*).
  10. Дискриминировать товары и услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиками других стран по любым признакам (за некоторыми исключениями, например в отношении товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе)*.
  11. Ухудшать условия доступа на рынок и деятельности на рынке услуг по сравнению с параметрами, установленными соглашением*.
  12. Лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, если это выходит за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги.
  13. Дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением*.

Таким образом, подавляющее число ограничений уже должно применяться Россией в силу обязательств по международному договору, на основе действующего законодательства или де-факто. Следует отметить, что выше приведены не все примеры возможных отступлений от перечисленных "ограничителей". Прочие примеры можно найти в Таблице 4 "Мечей" и "Щитов" ГАТТ, содержащейся в разделе "Многосторонние соглашения системы ВТО".