Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Рынок микрофинансовых услуг в городе Москве

Файлы

Москва, 2006

Авторы: Фонд "Российский микрофинансовый центр"


Аннотация

Отчет о научно-исследовательской работе "Рынок микрофинансовых услуг в городе Москве и перспективы его развития" по теме "Информационно-аналитическое обеспечение поддержки малого предпринимательства Москвы".

Объектом исследования является рынок микрофинансовых услуг для московских микро-предпринимателей.

Цель работы – на основе изучения «провалов» рынка финансовых услуг малому бизнесу в г.Москве дать качественное определение микрофинансирования для московского региона, а также оценить емкость рынка микрофинансовых услуг в г.Москве для малого предпринимательства.

Методом проведения работы стал анализ данных анкетных опросов московских микро-предпринимателей, результаты опроса банковских специалистов, данных глубинных интервью с представителями небанковских микрофинансовых организаций, а также материалов официальной статистики.

В результате исследования был проведен анализ рынка финансовых услуг малым предпринимателям г.Москвы, выявлена категория хозяйствующих субъектов, предъявляющих спрос на микрофинансовые ресурсы, проведена оценка этого спроса, определена емкость микрофинансовой программы. Подготовлены рекомендации по параметрам микрофинансового продукта и порядку запуска программы микрофинансирования в г.Москве.

Внедрение результатов проведенной работы и использование рекомендаций позволит повысить эффективность поддержки малого предпринимательства в г.Москве в части финансирования СМП. Повышение эффективности будет достигнуто за счет упрощения и расширения доступа к финансовым и дополняющим их социальным услугам для субъектов малого предпринимательства, имеющих ограниченный доступ к традиционным банковским услугам.


Оглавление

Введение.

Цели и задачи исследования.

Инструменты исследования и информационная база.

  1. Потребность в заемных средствах.
  2. Состояние и перспективы развития банковского микрокредитования в г.Москве.
  3. Обзор небанковских институтов, предоставляющих финансирование субъектам малого предпринимательства г.Москвы.
  4. Качественное определение сегмента микрофинансирования в г.Москве.
  5. Емкость рынка микрофинансовых услуг микро-бизнесу в г.Москве.
  6. Рекомендации по технологии предоставления микрокредитов субъектам малого предпринимательства г.Москвы.
  7. Рекомендации по параметрам кредитного продукта.
  8. Выводы.

Приложение 1: Методология проекта.

Приложение 2: Основные параметры микрокредитов для малого бизнеса профильных банков и МФО.

Приложение 3: Профильные банки.

Приложение 4: Непрофильные банки.

Приложение 5: Анкета микрофинансовой организации.

Приложение 6: Анкета предпринимателя.

Приложение 8: Техническое задание.

Используемые источники.


Введение

Принимая во внимание особый статус г. Москвы, сектор банковских услуг, в том числе и для субъектов малого предпринимательства, здесь наиболее развит, по сравнению с другими регионами и региональными центрами. Действительно, в столице зарегистрировано порядка 50% всех кредитных организаций России. Однако, несмотря на хороший уровень развития банковской инфраструктуры, наличие во многих банках специальных программ для небольших бизнесов, существует категория заемщиков, испытывающая трудности при доступе к банковским кредитам. Эти трудности могут быть связаны с разными причинами: отсутствие кредитной истории; не соответствующее банковским требованием качество залога; маленький объем запрашиваемых средств, не позволяющий банкам «окупить» удельные издержки по оформлению и ведению такого малого кредита.

Как показывает мировая практика стран с развитой банковской системой, нишу финансовых услуг, «неинтересную» банкам, занимают институты, занимающиеся микрофинансовой деятельностью. Определение микрофинансовой деятельности в России на законодательном уровне отсутствует. В общепринятом значении, микрофинансированием можно считать легитимное предоставление финансовых и дополняющих их социальных услуг субъектам малого предпринимательства и физическим лицам, имеющим ограниченный доступ к традиционным банковским услугам.

Основной задачей настоящего проекта является качественное и количественное определение сегмента нетрадиционного финансирования, оценка емкости и характеристики рынка микрофинансовых услуг в г. Москве. Причем речь идет исключительно о кредитовании бизнеса, потребительское финансирование здесь не рассматривается.


Цели и задачи исследования

В качестве основных целей и задач, которые ставились перед настоящим исследованием, следует назвать:

  1. Оценка доступности и качества банковского финансирования для субъектов малого предпринимательства (СМП), обзор специальных банковских продуктов для них.

  2. Обзор небанковских институтов, предоставляющих финансирование малому бизнесу г. Москвы.

  3. Качественное определение сегмента микрофинансирования в г. Москве.

  4. Определение емкости рынка микрофинансовых услуг в г. Москве

    • количественная оценка числа потенциальных клиентов микрофинансовых программ: представителей как действующих субъектов малого предпринимательства, так и стартующего бизнеса, а также оценка размера клиентской базы по видам экономической деятельности (торговля, транспорт, строительство, производство).

    • стоимостная оценка спроса на микрофинансовые услуги в г. Москве отдельных категорий потенциальных заемщиков.

  5. Определение наиболее эффективных микрофинансовых продуктов, исходя из особенностей потенциальных клиентов, по таким параметрам продуктов как: размер займа, сроки, ставки процентов, характер обеспечения и др.

  6. Разработка рекомендаций по выбору организационно-правовой формы организаций для продвижения микрофинансовых продуктов в г. Москве.


Инструменты исследования и информационная база

Учитывая специфику задач проекта, предполагающую получение количественных оценок по категориям, не отслеживаемым органами официальной статистики, а также изучение целого набора качественных параметров, которые тем более не оцениваются официальными органами, без формирования специальной базы данных достигнуть поставленных выше целей было бы практически нереально. Поэтому анализ имеющейся в открытом доступе и закупленной специально для реализации проекта информации был дополнен результатами анкетного опроса и интервью.

В качестве информационной базы проекта были использованы следующие источники:

  • результаты специально проведенного для целей настоящего проекта опроса 600 московских предпринимателей из числа субъектов малого предпринимательства с числом занятых до 15 человек;

  • интервью сотрудников небанковских микрофинансовых организаций;

  • материалы, предоставленные специалистами банков, по запросам, сформированным в рамках данного проекта;

  • материалы банковской статистики по банкам, работающим с малым бизнесом в г. Москве;

  • данные «Реестра субъектов малого предпринимательства г. Москвы»;

  • материалы Московского центра развития предпринимательства;

  • данные официальной статистики, материалы службы занятости г. Москвы и налоговых органов;

  • данные из открытых источников информации.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости