Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Анализ проблем субъектов предпринимательства с доступом к земельным участкам

Файлы

Информационно-аналитический доклад

Москва, 2006 год

Руководитель работ – Харченко В.А.

Данная брошюра выпущена по результатам проекта «Разработка предложений по развитию рынка недвижимости и земли с целью учета интересов малого и среднего бизнеса (роль ТПП и территориальных ТПП)», реализованного Автономной некоммерческой организацией «Информационно-консультационный центр "Бизнес-Тезаурус"» в интересах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

Авторы хотели бы выразить признательность вице-президенту ТПП РФ Катырину С.Н., заместителю директора Департамента по работе с объединениями предпринимателей Алину А.Л. и главному эксперту Департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП РФ Шиповой З.В. за всемерное содействие в проведении настоящего исследования.

Авторы также выражают благодарность следующим территориальным торгово-промышленным палатам, предоставившим информацию о развитии рынка земли в соответствующих регионах и муниципальных образованиях в ответ на рассылавшийся в рамках настоящего исследования запрос: Алтайской ТПП, Дмитровской ТПП, Одинцовской ТПП, Краснодарской ТПП, Белгородской ТПП, Новосибирской ТПП, Таганрогской ТПП, Матвеево-Курганской ТПП, Волжской ТПП, ТПП Нижегородской области, Курской ТПП, Старооскольской ТПП, Санкт-Петербургской ТПП, Вологодской ТПП, ТПП Восточной Сибири.

2006, авторские права принадлежат ТПП РФ, АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус», коллективу авторов


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. Анализ законодательства в области предоставления земельных участков
    1. Федеральное законодательство
    2. Законодательство субъектов Российской Федерации
  2. Практика функционирования рынка земельных участков и проблемы в сфере земельных отношений
  3. Предложения по роли Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и территориальных ТПП в совершенствовании функционирования рынка земли

    Приложение. Анкета для представителей территориальных торгово-промышленных палат

    Информация об Автономной некоммерческой организации «Информационно-консультационный центр "Бизнес-Тезаурус"»


ВВЕДЕНИЕ

Стимулирование развития секторов малого и среднего предпринимательства традиционно является одним из наиболее актуальных направлений экономической политики государства в условиях рыночной экономики. Малый и средний бизнес в большинстве экономически развитых стран формируют более 50% валового внутреннего продукта и обеспечивают рабочими местами 50–70% занятого населения.

Современное понимание роли государства в регулировании экономической активности подразумевает при общей взвешенности любых мер, в какой-либо степени искажающих принципы саморегулируемости экономики, все же дифференцированные подходы к стимулированию развития различных ее секторов. В силу ряда причин наиболее нуждающимся в стимулировании и государственной поддержке является сектор малого предпринимательства. В России предприятия малого бизнеса обеспечивают производство лишь около 8,5% ВВП, при этом на малых предприятиях трудится около 15,4% занятого населения. В сложившихся условиях становится очевидным, что полноценное и динамичное развитие экономики не может на протяжении длительного срока обеспечиваться за счет роста количества предприятий и масштабов деятельности крупного бизнеса – необходимо опережающее развитие секторов малого и среднего предпринимательства.

Для того чтобы государство в полной мере ощущало выгоды от высокого уровня развития малого и среднего бизнеса, необходимо выполнение ряда условий. В первую очередь, малые и средние предприятия должны быть обеспечены адекватной правовой средой для осуществления предпринимательской деятельности. Во-вторых, необходимо адекватное снижение налоговой нагрузки, сокращение административных барьеров и минимизация воздействия ряда частных факторов, негативно отражающихся на условиях развития малого и среднего бизнеса. Среди таких факторов в первую очередь следует выделить низкую обеспеченность предприятий малого и среднего бизнеса недвижимым имуществом и земельными участками, необходимыми им для осуществления предпринимательской деятельности.

Основная цель данной работы – исследование рынка земельных участков и анализ степени их доступности для предприятий малого и среднего бизнеса. Задачами данной работы являются:

  • анализ законодательства в области предоставления земельных участков;
  • анализ практики функционирования рынка земельных участков и их доступности для предприятий малого и среднего бизнеса;
  • обоснование необходимости принятия мер по повышению степени доступности земельных участков для предприятий малого и среднего бизнеса;
  • разработка предложений по расширению доступа малого и среднего бизнеса к земельным участкам, в частности – роли Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и территориальных ТПП.

Структура настоящего аналитического отчета организована в соответствии с задачами работы.

Первый раздел содержит анализ законодательства федерального и регионального уровней, регулирующего отношения в сфере предоставления земельных участков. Нормативно-правовая база рассматривается главным образом в контексте применяемых при предоставлении земельных участков процедур и ограничений, накладываемых на участников возникающих при этом отношений.

Второй раздел настоящего исследования содержит анализ современного состояния рынка земельных участков. Анализ при этом концентрируется на следующих ключевых аспектах:

  • ценовая ситуация на рынке;
  • степень свободы/монополизации рынка;
  • направление и степень воздействия органов власти на состояние рынка.

В третьем разделе содержатся предложения по возможной роли Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и территориальных ТПП в совершенствовании земельных отношений в интересах малого и среднего бизнеса.

При этом под предоставлением земельных участков и частным рынком земли в данной работе понимается предоставление земельных участков в пределах городских земель и соответственно рынок земли, находящейся в пределах городских земель. На основании анализа указанных аспектов и основных проблем, с которыми сталкиваются предприятия на рынке земли, в рамках второго этапа реализации проекта будет дано обоснование необходимости принятия мер по повышению степени доступности земельных участков для предприятий малого и среднего бизнеса. В значительной мере данное обоснование будет базироваться на анализе результатов анкетирования экспертов в области рынка земли. Также на основании анализа анкет в рамках второго этапа реализации проекта будут выдвинуты предложения по совершенствованию функционирования рынка земли с учетом интересов малого и среднего бизнеса и возможной роли Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и территориальных торгово-промышленных палат в стимулировании его качественного развития.

В качестве основных источников информации при проведении исследования использовались нормативные правовые документы, научно-аналитические материалы по тематике настоящей работы, данные статистического характера, а также результаты анкетирования экспертов в области рынка недвижимости и земли.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости