Авторы
Проект "Экономическое оздоровление и создание рабочих мест" в рамках программы партнерства между DFID и Правительством Нижегородской области; Ю.Камаев, Д.Блинк, М.Журба
Аннотация
Данное руководство основывается на международном опыте процедур мониторинга и оценка программ развития, широко применяемых Европейской Комиссией, ООН, Всемирным банком и многими другими международными и национальными организациями, в том числе при проведении мониторинга и оценки программ технического содействия России при переходе к рыночной экономике. Основной текст документа (Главы 3-6) изложен максимально кратко, имеются частые ссылки на приложения, где содержатся формы различных документов, инструкции для подготовки отчетности и кодекс поведения эксперта по мониторингу и оценке.
Оглавление
- Структура руководства.
- Введение.
2.1. Программно-целевое планирование.
2.2. Показатели БОР.
- Реализация, мониторинг и оценка программы.
3.1. Проектный цикл.
3.2. Мониторинг.
3.3. Оценка.
- Предпосылки для организации системы мониторинга и оценки.
- Основы методики мониторинга и оценки.
- Критерии мониторинга и оценки.
- Институциональные аспекты организации мониторинга и оценки.
- Процедуры мониторинга и оценки.
Приложения 1-9.
ВВЕДЕНИЕ
Данное руководство основывается на международном опыте процедур мониторинга и оценки программ развития, широко применяемых Европейской Комиссией, ООН, Всемирным банком и многими другими международными и национальными институтами, в том числе на опыте мониторинга и оценки проектов, реализуемых в Российской Федерации в рамках международных и национальных программ технического содействия России в переходе к рыночной экономике. В качестве таких программ можно назвать программу Европейсокй Комиссии ТАСИС, программу Правительства Германии ТРАНСФОРМ, партнерство DFID - правительства Нижегородской области, поддерживаемое Правительством Великобритании, а также ряд других.
Программно-целевое планирование
В ходе реализации бюджетной реформы в Российской Федерации все большее внимание уделяется внедрению принципов программмно-целевого планирования в бюджетный процесс РФ.
Бюджетирование, ориентированное на результаты (БОР), предъявляет следующие важнейшие требования к бюджетному процессу:
- распределять расходы по целям, задачам и программным мероприятиям (согласно логике: мероприятия обеспечивают решение задач, решение задач обеспечивает достижение целей);
- устанавливать показатели непосредственных результатов мероприятий и показатели конечных общественно значимых результатов;
- осуществлять мониторинг исполнения программ, а также оценку их эффективности и результативности - по установленным показателям.
Таблица 1 - Нормативно-правовые документы по программно-целевому планированию |
---|
Типовой макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, утвержден приказом МЭРТ №170 от 17.06.2002 Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобрена Постановлением Правительства РФ №249 от 22.05.2004 Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, утверждено Постановлением Правительства РФ №249 от 22.05.2004, внесены изменения Постановлением Правительства РФ №838 от 23.12.2004. Методические рекомендации по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, Минфин - МЭРТ РФ, 2-3.06.2004. Постановление Правительства Российской Федерации №239 от 19.04.2005 Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ. |
Показатели БОР
В России внедряются следующие два вида показателей БОР:
Показатели непосредственных результатов деятельности субъектов бюджетного планирования. Непосредственные результаты деятельности свидетельствуют об объеме и качестве государственнных услуг, оказанных данным субъектом бюджетного планирования и подседомственными ему субъектами. Таким образом, данный показатель характеризует эффективности оказания услуг и их результативность.
Показатели конечных общественно-значимых результатов деятельности областных субъектов бюджетного планирования. Данные показатели характеризуют эффект (импакт) для конечных получателей государственных услуг, оказанных соответствующим субъектом бюджетного планирования непосредственно либо через подведомственные ему субъекты. Таким образом, они характеризуют импакт (социально-экономический эффект) от оказанных государственных услуг.
Настоящее руководство основывается на использовании упомянутых показателей в Нижегородской области, в особенности применительно к системе мониторинга.