Австрия, Вена, 2006
Авторы
Барри Колодкин, Ольга Морева, Шон Н. Салливан по заказу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)Аннотация
Предисловие.
Я с удовольствием представляю настоящее „Руководство ОБСЕ по наиболее успешной практике в области формирования позитивного делового и инвестиционного климата“. Руководство было разработано по запросу государств – участников ОБСЕ, считающих, что Организация должна способствовать расширению доступа к информации и обмену наиболее успешным опытом в сфере инвестиционной деятельности и развития малых и средних предприятий (МСП).
В полном соответствии со своей концепцией всеобъемлющей безопасности ОБСЕ считает содействие формированию позитивного инвестиционного климата одним из приоритетных направлений своей деятельности в сфере экономики и охраны окружающей среды. Для многих стран – участниц ОБСЕ прямые иностранные инвестиции (ПИИ) являются самым крупным источником внешнего финансирования, и особенно важную роль они играют для стран ОБСЕ с развивающейся и переходной экономикой. Благодаря ПИИ могут создаваться рабочие места, повышаться производительность труда и передаваться профессиональные знания и технологии, а поскольку ПИИ стимулируют развитие экспорта, они также способствуют долгосрочному экономическому развитию. Продуманная инвестиционная политика, которая сознательно направлена на привлечение ПИИ, стимулирование внутренних инвестиций и развитие сектора МСП, является надежным фундаментом для устойчивого экономического роста.
В Руководстве изложены ключевые концепции и приведены примеры наиболее успешной практики тех стран ОБСЕ, которые в последние годы добились значительного прогресса в улучшении своего инвестиционного климата и обеспечения экономического развития. Их опыт и примеры наиболее успешной практики имеют неоценимое значение для тех стран, которые хотели бы последовать их примеру.
В публикации рассматриваются основные условия формирования позитивного и динамично развивающегося делового и инвестиционного климата: здоровая и стабильная политическая, экономическая и нормативно-правовая среда в сочетании с надлежащим управлением, прозрачностью, предсказуемостью и экономической открытостью. В Руководстве также подчеркивается необходимость наличия минимального свода регулирующих норм, в рамках которых должны решаться вопросы конкуренции, приватизации, налогообложения, таможенного режима, трудовых ресурсов, образования, финансовых систем и физической инфраструктуры. Отдельная глава посвящена вопросам законодательства и регулирования, поскольку они играют решающую роль в создании условий, способствующих привлечению инвестиций и активизации предпринимательской деятельности. К числу рассматриваемых здесь вопросов относятся имущественное и договорное право, защита от экспроприации, корпоративное управление, репатриация прибыли и законодательство о несостоятельности и банкротстве.
В Руководстве речь идет и о вопросах политики, имеющих непосредственное отношение к развитию малого и среднего предпринимательства, таких как доступ к финансированию, рынкам, технологии и профессиональным знаниям, а также к услугам поддержки предпринимательства. Наконец, Руководство обращает внимание на значение устойчивого развития и подчеркивает, что также необходимо уделять соответствующее внимание социальным и экологическим аспектам, с тем чтобы проводимая политика получила сбалансированное развитие в долгосрочной перспективе.
Я искренне надеюсь, что настоящее Руководство будет полезно для тех, кто занимается вопросами разработки и реализации экономической политики и стремится развивать новые ее направления, новые стратегии и структуры, направленные на улучшение условий для привлечения инвестиций и развития предпринимательской деятельности в своих странах. Я также надеюсь, что эта публикация станет стимулом для развития диалога и сотрудничества не только между странами – участницами ОБСЕ, но и между органами государственной власти и другими заинтересованными сторонами, по вопросам содействия экономическому развитию за счет формирования позитивного инвестиционного и делового климата.
Бернар Снуа
Координатор экономической и экологической деятельности ОБСЕ
Оглавление
Предисловие
Введение
Глава 1. Значение благоприятного делового и инвестиционного климата
Что такое „деловой и инвестиционный климат“?
Значение благоприятного делового и инвестиционного климата
Последствия неблагоприятного делового климата
Значение ПИИ
Ирландское „экономическое чудо“
Выводы и рекомендации
Глава 2. Благоприятная политическая и правовая среда – ключевой фактор формирования устойчивого инвестиционного климата
Значение политического окружения и определение ключевых условий деятельности
Обеспечение безопасности
Защита и гарантии прав инвесторов
Стабильность законодательной среды
Транспарентность
Сокращение коррупции
Надлежащее управление
Выводы и рекомендации
Глава 3. Значение макроэкономической стабильности и экономического роста для делового и инвестиционного климата
Значение стабильного макроэкономического окружения
Макроэкономические показатели и их значение для инвесторов
Аргументы в пользу открытой экономики
Значение диверсификации экономики для стран с преобладающим развитием добывающего сектора
Формирование устойчивой макроэкономической среды
Выводы и рекомендации
Глава 4. Мероприятия и политика правительства, необходимые для совершенствования делового климата
Улучшение делового климата
Налоговая политика
Политика в сфере занятости и гибкость рынка труда
Реформирование рынка труда в странах ОБСЕ
Инвестиции в инфраструктуру
Инвестиции в человеческий капитал
Международная и региональная интеграция
Приватизация государственных предприятий
Выводы и рекомендации
Глава 5. Значение нормативно-правового регулирования и правоприменения для экономического развития
Права и свободы в области частной собственности
Защита от некомпенсируемого изъятия собственности
Регулирование и размывание имущественных прав и возможностей для предпринимательской деятельности
Недвижимое имущество
Договорные права и свободы
Формы ведения предпринимательской деятельности
Корпоративное управление
Движимое имущество и обеспеченные сделки
Законодательство о несостоятельности и банкротстве
Рынки капитала
Законодательство и политика в области банковской деятельности
Репатриация прибыли и капитала
Валютное регулирование
Законодательство и политика в области конкуренции
Законодательство об интеллектуальной собственности и электронной торговле
Государственные закупки
Обеспечение исполнения законодательства и защита частных прав
Двусторонние инвестиционные соглашения между государствами
Выводы и рекомендации
Глава 6. Меры по продвижению инвестиций
Продвижение инвестиций
Агентства по продвижению инвестиций (АПИ)
Меры по стимулированию инвестиций
Фискальные и финансовые методы привлечения инвестиций
Меры по привлечению инвестиций в экономически неблагополучные регионы
Свободные и особые экономические зоны (ОЭЗ)
Промышленные парки
Инвестиционные гарантии и страхование от политических рисков
Выводы и рекомендации
Глава 7. Развитие малого и среднего предпринимательства
Важность развития МСП
Влияние МСП на развитие экономики
Ослабление влияния МСП в связи с существованием неформальной экономики
Реализация потенциала МСП посредством улучшения делового климата
Формирование благоприятных политических условий для МСП
Снижение административно-правового давления на МСП
Меры по устранению специфических барьеров на пути развития МСП
Программы государственной поддержки развития МСП
Налоговые льготы для МСП
Развитие культуры предпринимательства и человеческого капитала в области МСП
Проблема доступа к финансам для МСП
Альтернативные механизмы финансирования МСП
Доступ к услугам поддержки предприятий
Доступ к рынкам для МСП и развитие „кластеров“
Выводы и рекомендации
Глава 8. Устойчивое развитие и улучшение делового и инвестиционного климата
Значение устойчивого развития
Защита окружающей среды
Социальное развитие
Корпоративная социальная ответственность (КСО)
КСО и государственный сектор
Кодексы профессиональной этики
Экономическое обоснование КСО
Выводы и рекомендации