(Из материалов VII международной научной конференции
"Модернизация экономики и государство", 4 - 6 апреля 2006 г.)
Наиболее серьезные негативные социальные и экономические последствия от присоединения к ВТО Россия может получить прежде всего в регионах, в силу неравномерного размещения по территории страны относительно конкурентоспособных производств. В настоящее время только 9 регионов России обладают выраженными конкурентными преимуществами. Это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Татарстан, Свердловская, Самарская, Челябинская и Ростовская области, у пяти регионов эти преимущества сравнительные, у 14 – ограниченные, у остальных регионов они отсутствуют совсем.
Именно для депрессивных и высоко дотационных регионов присоединение России к ВТО может иметь наиболее острые социальные последствия. Закрытие в них неэффективных производств и «сворачивание» избыточных производственных мощностей чревато обострением социальной напряженности, утратой финансовых источников поступлений в региональные бюджеты и дальнейшим углублением разрыва в уровнях социально-экономического развития российских территорий.
Структурная проблема неэффективного размещения производств на территории страны – наследие плановой экономики. В рамках прежней планово-административной системы размещение осуществлялось с целью преодоления отсталости слаборазвитых территорий СССР и в интересах обороны. В результате ряд предприятий, особенно расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, в случае «открытия» российского рынка в силу объективных причин будет проигрывать продукции зарубежных фирм.
В выгодном положении могут оказаться предприятия, ориентированные на местный рынок, – высокие затраты на транспортировку иностранных товаров в указанные удаленные районы может обеспечить их продукции ценовые преимущества. Больше всего могут пострадать удаленные территории, предприятия которых ориентированы на удовлетворение общероссийских нужд.
Характерной чертой территориального размещения производства в России выступает наличие значительного числа градообразующих предприятий, т.е. моногородов, население в которых не имеет других мест приложения своего труда. Закрытие неперспективных градообразующих предприятий приведёт к социальным издержкам как для местного населения, так и для бюджетов всех уровней.
По данным Экспертного института РСПП, таких моногородов в России почти 800 (включая города и поселки городского типа), причем в конце 1990-х годов здесь проживало около 25% городского населения страны.
Расположенные здесь предприятия несут не только экономическую, но и социальную нагрузку, обеспечивая условия жизнедеятельности в населенном пункте. В силу этого продукция предприятий неконкурентоспособна; большинство предприятий моногородов финансово неблагополучны, производят отрицательную добавленную стоимость и нуждаются в скорейшей реструктуризации, поскольку их экономические проблемы повлекут за собой проблемы в городе и социальную напряженность.
Закрытие неконкурентоспособных предприятий из-за отсутствия других источников занятости и низкой мобильности населения на рынке труда в России чревато большими социальными затратами. Потребуются большие средства на создание новых рабочих мест, на выплату дополнительных социальных пенсий и пособий. Учитывая опыт реструктуризации и закрытия депрессивных производств, все это потребует длительного времени на социальную и профессиональную адаптацию населения.
Уже сегодня в рамках общей экономической стратегии необходимо решить, что делать с моногородами при открытии секторов российского рынка в ходе присоединения к ВТО, с одной стороны, и готовиться к дополнительным расходам государства по социальной защите населения – с другой.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос о конкурентоспособности национальных производителей. Сегодня нет недостатка в рекомендациях, касающихся приоритетного развития тех или иных отечественных производств и их государственной поддержки. По мнению ряда специалистов, эти приоритеты могут составить формат новой промышленной политики России.
По поводу приоритетов развития реального сектора позиция властей осторожна – только функциональные приоритеты, создающие основу для устойчивого экономического роста, а именно импортозамещение, повышение инновационной направленности развития производства, поддержка отраслей «новой» экономики и т. п.
Проблема выбора экономически обоснованных приоритетов структурной политики гораздо сложнее, чем это видится на первый взгляд. Речь идет о формировании нового конкурентоспособного облика российской экономики, путях ее посткризисного восстановления и эффективной международной специализации, а также о задачах создания конкурентоспособных производств, занимающих устойчивые рыночные «ниши» в мировой системе хозяйствования.
Россия в нынешнем состоянии не может проводить промышленную политику социалистического типа. Учитывая значительное отставание российской промышленности от мирового уровня и состояние ее производственного аппарата, речь идет о больших инвестиционных ресурсах, требуемых для реконструкции морально и физически устаревших мощностей. Поэтому и цена поспешной государственной политики повышения конкурентоспособности национальной экономики может оказаться исключительно большой.
Развитие многих элементов рыночной инфраструктуры в России находится в начальном состоянии, быстрое интегрирование в мировое хозяйство при самоустраненности государства грозит значительными социально-экономическими издержками.
Перед Россией стоит проблема выбора путей интеграции в мировую экономическую систему. Сужение горизонтов технико-технологического прогнозирования, а также большая опасность оказаться в числе аутсайдеров постиндустриального прорыва не менее остро стоят и перед многими развитыми странами. Но двигаться вперед в этой конкурентной борьбе России предстоит с гораздо более «низкого старта».
В контексте усиливающейся глобализации хозяйственной жизни страны, предстоящего вступления в ВТО и вызовов постиндустриального развития этот вопрос касается всего общества и российского бизнеса.
Во-первых, он относится к обществу, поскольку важно оценить проблемы социальной, экономической и стратегической безопасности, связанные с быстрой интеграцией в систему международного разделения труда, с риском потери ряда отраслей и производств, с возможными социальными издержками от процессов глобализации.
Во-вторых, – к российскому бизнесу, для которого уже сейчас крайне важно составить представление о своем месте в системе мирохозяйственных связей, выявить свои сильные конкурентные преимущества, потенциал роста конкурентоспособности продукции, стратегию позиционирования на внутреннем и внешнем рынках.
В-третьих, – к государству, для которого важно совместно с национальными производителями сформировать стратегию повышения конкурентоспособности экономики, выработать современные механизмы отстаивания интересов отечественных компаний на внешних рынках сбыта, демпфировать социальные и другие негативные издержки глобализации национального хозяйства.
Исследования возможной специализации России в системе мировых рынков пока не дают ответа на вопрос «Какие реально конкурентные позиции страны следует реализовать в первую очередь?» с тем, чтобы закрепить за собой прочные ниши в системе мирового разделения труда.
Прежде всего необходимо обеспечить динамичное развитие и расширение рыночного позиционирования тех секторов и производств, где страна уже имеет конкурентные преимущества перед другими странами мира. К этим секторам относятся: космические технологии, атомная энергетика, отдельные виды энергетического машиностроения, военная техника, ряд наукоемких и высокотехнологичных сфер производства. Тем не менее это – ограниченный сектор российской промышленности.
В перспективе страна по-прежнему будет занимать конкурентные позиции в производстве и экспорте топливно-энергетических, минеральных и других ресурсов, а также связанной с ней продукцией низкой степени переработки. Однако учитывая депрессивность этих секторов, насыщенность мировых рынков сбыта, приоритеты будут концентрироваться на наращивании качественной продукции более высоких переделов, отвечающих мировым стандартам.
Выбор национальных ориентиров структурно-инвестиционной политики должен формироваться при ориентации на конкурентные преимущества национальной экономики, что соответствовало бы принципам государственной политики «движения за частным капиталом», нацеленным на «опережающий спрос».
Формирование перспективных ниш и технологических «прорывных» направлений развития российской экономики – прямая функция национального бизнеса. Задача государства – создание благоприятных условий для реализации этих приоритетов, в том числе за счет восполнения неразвитости рыночных механизмов в России. При этом поддержка со стороны государства должна быть сосредоточена не на отраслевых приоритетах, а на конкретных проектах, выбранных при непосредственном участии отечественного бизнеса.
Несколько слов об инструментах и механизмах реализации. В условиях либерализации национальных и мирового рынков инструменты прямого финансирования отходят на второй план. Субсидирование отдельных секторов экономики, налоговые льготы отраслям не дают необходимого эффекта.
Сокращение объемов прямого инвестиционного субсидирования происходит в России из-за резкого уменьшения бюджетных средств, которые можно было бы использовать на инвестиционные цели.
Однако в проведении экономической политики фискальные задачи постоянно довлеют при любых попытках «оформить» видение перспектив развития национальной экономики. Достаточно вспомнить новое налоговое законодательство – отмена льготного режима налогообложения реинвестируемой прибыли для большинства предприятий, активно реализующих инвестиционные программы. Сюда же примыкает и усиление фискальной направленности российской тарифной системы, которая в условиях предстоящего вступления России в ВТО, наоборот должна стать мощным структурным регулятором импорта, адаптированным к задачам реструктуризации производства. Однако на практике она решает совершенно другие задачи – увеличение сбора таможенных поступлений в бюджет – в силу слабости таможенного администрирования. Необходимо видение перспектив развития российской экономики и понимание целесообразности защиты тех или иных секторов, что требует осмысленной структурной политики.
В числе приоритетных направлений и механизмов реализации можно назвать:
- Поддержка экспорта
- Адресные льготы
- Помощь в стандартизации и патентовании
- Антидемпинговое регулирование
- Институциональные преобразования.
Литература: Европейское сотрудничество – фактор стратегического развития Северо-Запада России / СПб, 2006.