"Модернизация экономики и государство", 4 - 6 апреля 2006 г.)
А.А. Высоковский, кандидат архитектуры,
Директор НФ «Градостроительные реформы»
Современная система управления городом строится на сочетании планирования и регулирования. В настоящий момент в России существуют две принципиально разные системы организации этого процесса.
- Первая система сложилась в Москве, как развитие принципов, унаследованных из советского прошлого.
Планирование предстает здесь в виде традиционного генерального плана, которого никто никогда не видел целиком, включая его разработчиков, но, тем не менее, периодически актуализируемого. Методы планирования преимущественно директивные, пространственные аспекты планирования отделены от разработки социально-экономических программ.
Основой регулирования является выдача индивидуальных регламентов на застройку или реконструкцию недвижимости собственнику или инвестору. Общей, заранее известной для всех участников процесса информации о том, как можно развивать недвижимость не существует. Каждый раз такое знание появляется в результате взаимодействия органов архитектуры и заявителя и во многом определяется возможностями субъекта. Это означает, что в одном и том же месте города, при одних и тех же запросах одному субъекту будет выдан один регламент, а другому другой. Все это творится под лозунгом «контроля над архитектурными качествами зданий и среды». Предполагается, что без такого контроля со стороны чиновников и архитектура и среда будут плохими, поскольку собственник, инвестор, застройщик и потребитель в принципе не могут и, главное, не хотят создавать хорошую архитектуру и качественную среду.
Все это представляет собой так называемую «технократическую» схему управления, в которой основания принятия решений разрабатываются специалистами – профессионалами, якобы всегда беспристрастными, а решение принимаются управленцами, которые реализую предложения профессионалов в интересах общества. Очевидно, в этой схеме нет места участию в принятии решений собственников участков, домов, квартир, помещений, других правообладателей недвижимости, чьи интересы затрагиваются данными решениями.
-
Вторая система развивается нами на протяжении более двадцати лет. Первыми из значимых работ были проекты Старой Руссы (1987 г) и Зеленограда (10 префектура Москвы, 1993 г), затем последовали работы в Великом Новгороде, Казани, Самаре, Хабаровске, Нижнем Новгороде и в других городах России.
Планирование ведется в форме разработки стратегических планов. Основной методологией является выявление и обоснование «точек» экономического роста и социального развития в пространстве города, представленных различными субъектами рынка. Стратегия вырабатывается как инструмент развития сообщества, путем обсуждения интересов различных групп и уровней власти, перебора экономических сценариев, взаимодействия профессиональных разработок и проектов разнообразных субъектов, пространственного анализа сложившихся структур. Результатом такой работы становятся схемы пространственного развития города, отображающие виденье главных проблем и путей их решения, опирающиеся на ресурсы и возможности субъектов в удержании и развитии своих рынков.
Предлагаемой регулирование основано на принципах правового зонирования, - управленческой системе, предназначенной для установления и градостроительного регулирования прав собственников недвижимости или инвесторов на ее использование и развитие, - реконструкцию и строительство.
Правовое зонирование относится к публичной сфере управления. Оно вводится нормативным правовым актом местного самоуправления «Правилами землепользования и застройки», которые имеют обязательную юридическую силу для всех субъектов, осуществляющих и контролирующих строительство и реконструкцию.
Основной инструмент этой системы – градостроительные регламенты и процедуры их применения, вводятся заранее, для всех собственников, инвесторов, заявителей в одном и том же формате. Информации о возможностях строительного развития предъявляется открыто, через сеть Интернет и публикации. Особенно важно, что открытость информации распространяется не только на текстовые материалы, но и на картографическую часть Правил, а также на технические вопросы регулирования, такие как экологические ограничения использования участков или ограничения по условиям охраны памятников истории и культуры.
Регламенты использования и развития недвижимости устанавливаются достаточно гибко, это важнейшее условие работы в рыночных, конкурентных условиях. Разрешенное использование предлагается в виде закрытого списка, подготовленного профессионалами и одобренного представительным органом, но выбор конкретного вида из этого списка остается за собственником (инвестором). Существуют другие технологии и способы достижения легального баланса между частными интересами и интересами местного самоуправления. Очевидно, что эта система регулирования вводит принцип прямого участия жителей, предпринимателей, организаций в принятии решений, которые влияют на их благосостояние, бизнес, условия проживания.
- Противостояние двух систем сегодня нарастает.
Административно-технократическая система градостроительного управления защищается группой чиновников - градостроителей, за которыми стоит архитектурно-строительный комплекс Москвы. Цена вопроса ясна – это 5 млн. кв. м жилья, продаваемых на первичном рынке и мощный поток инвесторов коммерческой недвижимости. Инвестиции текут рекой, несмотря на почти двухкратное увеличение цен на жилье за период с 2004 года и препоны, которые преодолевают инвесторы в Москве. По последним сведениям им приходится получать до 400 различных подписей и согласований, многие из них неоднократно. Как правило, инвестиционный цикл проходят целиком минимум три инвестора. Один начинает, доходит до прав на земельный участок и «ломается» - продает бизнес. Следующий подхватывает дело, тащит его через проектирование, многочисленные согласования и утверждения, доводит его до разрешения на строительство и …. снова «ломается», продает бизнес. И только третий инвестор – герой вытаскивает проект из строительства и регистрирует его как готовую недвижимость.
Система рыночного планирования и регулирования набирает силу в других городах России. В конце 2004 года эта система получила мощную поддержку в виде утвержденного Градостроительного кодекса. Везде, где эта система начала работать, хотя бы частично, хотя бы пока на уровне отдельных звеньев, заметен прирост в количестве оформленных прав на земельные участки, доходов от муниципального имущества, качества градостроительных решений. Поэтому она безусловно будет развиваться и распространяться. Вопрос заключается, с какой скоростью и насколько эффективно будет идти это движение.
-
Переход к новой управленческой системе требует использования новых теоретико-методических средств. Во многом приверженность профессионалов старой системе объясняется незнанием новых теорий и технологий пространственного развития и управления. Возможность за относительно короткий срок в 8 лет выполнить небольшими силами 10 крупных градостроительных проектов различных городов, в том числе крупнейших, связана, в первую очередь, с использованием разработанной нами инструментальной теории построения пространственной структуры, основанной на «неравномерно-районированной» модели города.
Теория содержит несколько новых положений, в частности:
-
критерии качества проживания должны меняться от места к месту, при общем тренде их изменения от центра к периферии. Речь идет не только о плотностных показателях, но и санитарно-гигиенических, экологических, транспортных и иных характеристиках. Оценивание должно происходить по компенсаторному принципу – например, в центре города норме должны соответствовать наилучшие показатели транспортной доступности при ухудшенных экологических характеристиках;
-
разнообразие среды, многообразие видов деятельности – важнейшие характеристика качества проживания. Неравномерно-районированной структура описывает и задает уровень разнообразия для различных мест, который определяет их привлекательность.
-
Центры городских районов, - места концентрации услуг, торговли и офисов по логике предыдущей теории должны были размещаться в геометрическом центре района. Новая теория показала, почему наиболее удобной для жителей и эффективной для функционирования этих объектов является смещение центра на границу района в сторону центра города;
-
Неравномерно-районированная структура города объясняет неудачи строительства новых транспортных систем Москвы, идущих только в магистрализации. Эффективно работающие транспортные системы должны организовываться из двух элементов, с принципиально разными условиями обслуживания потоков и развития и размещения относительно центров районов. Первая - сеть улиц с возможностями непрерывной остановки и ограничениями движения транспорта, развивающаяся путем уплотнения за счет деления кварталов, которая совмещается с центрами. Вторая, - магистрали с дискретным характером остановок (непрерывным транспортным движением), ограничением движения пешеходов, развивающиеся путем расширения проезжих частей за счет реконструкции, которые локализуются в пространстве между районами.
-
-
Неравномерно-районированная структура города это не директивная схема для «проектного воспроизводства», а набор ценностных установок и методов, предназначенных для управления пространственным развитием города, - планирования и регулирования.
В планировании, неравномерно-районированная структура используется для построения стратегий экономического и социального развития и служит для принятия долгосрочных решений о локализации, привязки к «местам», планируемых социальных или экономических действий.
В регулировании, неравномерно-районированная структура используется для установления территориальных зон и градостроительных регламентов при разработке правил землепользования и застройки. В ходе правоприменительной, повседневной практики управления, использование методов идентификации неравномерно-районированной структуры обеспечивает соответствия интересов собственников и инвесторов текущим тенденциям и, одновременно, стратегическим целям развития города.
-
Теория неравномерно-районированной пространственной структуры города должна стать одним из основных компонентов реформы профессионального образования градостроителя. Совокупность знаний и методов о пространственном устройстве города, должны стать ядром образовательного процесса, вместо, ныне практикуемого в нашей стране, «архитектурно центрированного» образования градостроителей. В ходе обучения, пространственная организация города должна рассматриваться в историческом, культурологическом, инженерно-техническом и других аспектах. В сочетании с экономической, социальной, юридической, инженерной и экологической науками теория пространственных структур формирует научную базу для освоения механизмов принятия решений, построения социальных действий, проектного подхода и других управленческих технологий.