Москва, 2005
С.В. Мигин, А.М. Шестоперов, О.М. Шестоперов, О.А. Щетинин, Л.И. Полищук
Московский общественный научный фонд
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства
Предметом исследования являются консалтинговые фирмы, специализирующиеся на содействии бизнесу во взаимодействии с государственными органами.
Эмпирическую основу исследования составили материалы опроса посреднических фирм, их клиентов в частном секторе, а также представителей вовлеченных органов власти в 5 регионах России. Материалы опроса используются для анализа рынка посреднических услуг в целом и его компонентов, связанных с содействием фирмам в регистрации, лицензировании и использовании объектов недвижимости.
Результаты исследования представляют детальную и объективную картину посреднического сектора, позволяя более обоснованно судить о его роли в экономике, генезис, подверженности коррупции, факторах развития и формировать экономическую политику в отношении посреднических фирм.
Мнения, высказанные в докладах серии, отражают исключительно личные взгляды авторов и не обязательно совпадают с позициями Московского общественного научного фонда.
© Московский общественный научный фонд, 2005.
© Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2005.
Содержание
О серии «Независимый экономический анализ»
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ
РАЗДЕЛ 2. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИИ
Общая характеристика исследований
Лицензирование
Сертификация
Процедуры, связанные с землей и недвижимостью
Процедура регистрации
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМАТИКА, ГИПОТЕЗЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопросы исследования и гипотезы
Методология исследования
РАЗДЕЛ 4. ОБЩИЙ АНАЛИЗ РЫНКОВ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ
Общая характеристика рынка посреднических услуг
Характеристика посредников
Динамика рынка посреднических услуг
РАЗДЕЛ 5. РЫНОК ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ
Характеристика услуги
Сроки и затраты
Факторы ценообразования
Общая характеристика рынка
Оценка размера рынка
Структура рынка
Взаимодействие посредников с клиентами
Источники информации о посредниках и причины обращения
Информированность предпринимателей о деталях прохождения процедуры
Работа посредника в ходе процедуры
Взаимодействие посредников с органами власти
Общие характеристики
Проявления коррупции
Выводы
РАЗДЕЛ 6. РЫНОК ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУР ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
Описание выборки
Характеристика услуги
Сроки и затраты
Факторы ценообразования
Общая характеристика рынка
Оценка размеров рынка
Структура рынка
Взаимодействие посредников с клиентами
Источники информации о посредниках и причины обращения
Информированность предпринимателей о прохождении процедуры
Работа посредника в ходе процедуры
Взаимодействие посредников с госорганами
Общая характеристика
Проявления коррупции
Выводы
РАЗДЕЛ 7. РЫНОК ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРОЦЕДУР, СВЯЗАННЫХ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ
Характеристика выборки
Характеристика услуги
Сроки и затраты
Факторы ценообразования
Общие характеристики рынка
Оценка размеров рынка
Структура рынка
Взаимодействие посредников с клиентами
Источники информации о посредниках и причины обращения
Информированность предпринимателей о процедурах
Работа посредника в ходе процедуры
Взаимодействие посредников с органами власти и проявления коррупции
Выводы
РАЗДЕЛ 8. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Общая характеристика рынка
Характеристика спроса
Характеристика предложения
Перспективы рынка
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Программа поддержки независимых экономических аналитических центров в Российской Федерации
Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства
Сведения об авторах
Введение
Предлагаемая читателю книга стала результатом работы по исследовательскому проекту «Рынок посреднических услуг между государством и частным сектором. Факторы и перспективы развития в контексте проводимой административной реформы», реализованному Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства (www.nisse.ru) и поддержанному Московским общественным фондом.
Формирование рыночной экономики в России сопровождается активным развитием сектора посреднических услуг. Посредники, действующие в пределах частного сектора, оказывают помощь в поиске партнеров и контрагентов, облегчают взаимодействие субъектов рынка друг с другом и таким образом обеспечивают экономию трансакционных издержек. Если посредники не чинят сторонам искусственных препятствий в прямом взаимодействии друг с другом, то самим фактом обращения к посредника их клиенты свидетельствуют о том, что полученный при этом выигрыш превосходит затраты на оплату посреднических услуг. Посредники в таком случае приносят несомненную пользу как своим клиентам, так и экономике в целом.
Значительная часть посреднических фирм в России специализируется на содействии бизнесу во взаимодействии с государственными органами, и в настоящей работе речь идет только об этой форме посредничества. Такие посредники действуют не в рамках частного сектора, а на границе между государственным и частным секторами экономики, где чиновники вступают в контакт с предпринимателями и частными лицами. Посредники предлагают правовую помощь, «сопровождение» дела в государственных учреждениях, содействие в налоговых и таможенных вопросах, получении регистрационных документов, сертификатов, титулов собственности и т.п.
Данный сегмент сектора посреднических услуг представляет особый интерес ввиду его значения для эффективности исполнения государством своих экономических функций, а также для реформы государственного регулирования экономики и государственной службы. Посреднические фирмы могут оказывать бизнесу реальную помощь, сокращая легитимные транскационные издержки, связанные с выполнением фирмами установленных законом требований. Обращение к посредникам в этом случае может рассматриваться как «аутсорсинг» бизнесом части функций по прохождению процедур, связанных с государственным регулированием. С другой стороны, проводимой в настоящее время в России административной реформой предусматривается передача части функций, осуществляемых в настоящее время государством, субъектам рынка, в числе которых могут оказаться и посреднические фирмы.
Вместе с тем посредники могут входить в симбиотические отношения с государственными органами и способствовать коррупции, снижая связанные с ней издержки и риски. В таком случае бюрократия может преднамеренно повышать издержки прохождения установленных государством процедур, подталкивая предпринимателей к обращению к посредникам, которые часть своего гонорара передают коррумпированным чиновникам в качестве «платы» за ускоренное прохождение дела.
В своем первом качестве посредники играют полезную роль, особенно, если сектор оказываемых ими услуг прозрачен и конкурентен. Во втором случае они могут наносить урон развитию частного сектора, поощряя коррупцию и усугубляя таким образом ее бремя. Двойственная природа института посредников делает его анализ и оценку нетривиальной задачей. Так, распространено мнение, что своим существованием посреднические фирмы обязаны главным образом избыточным административным барьерам, неоправданно сложным регулированием, а также коррупции и иным формам оппортунистического поведения бюрократии. В таком случае следует ожидать, что административная реформа, дерегулирование и борьба с коррупцией должны значительно сократить масштабы деятельности посредников. Альтернативный взгляд состоит в том, что для деятельности посредников существуют объективные рыночные предпосылки, имеющие долгосрочный характер, и что посредническим фирмам принадлежит важная роль в повышении качества государственного регулирования и реализации прав юридических и физических лиц в их отношениях с государством.
В связи с этим представляет значительный интерес систематическое исследование российских посреднических фирм, оказывающих предпринимателям содействие с государственными органами. Такие исследования до сих пор не проводились, хотя деятельность посредников и затрагивалась эпизодически в других работах, посвященных анализу административных барьеров, эффективности государственной службы, исследованиям коррупции и пр.
Настоящее исследование, будучи первым масштабным проектом, в фокусе которого находятся рынки посреднических услуг, заполняет этот пробел. Результаты исследования представляют детальную и объективную картину посреднического сектора, позволяя более обоснованно судить о его роли в экономике, генезисе, факторах развития и формировать экономическую политику в отношении посреднических фирм.
Книга организована следующим образом. Вначале излагаются теоретические взгляды на феномен посредничества, в том числе на возможное участие посреднических фирм в коррупции, и обсуждаются известные из литературы данные о роли и деятельности посреднических фирм в России. Затем формулируются вопросы исследования и дается описание его методологии. Эмпирическую основу исследования составляют материалы масштабного опроса как собственно посреднических фирм, так и их клиентов, а также представителей вовлеченных органов власти. Материалы опроса используются для анализа как рынка посреднических услуг в целом, так и его компонентов, связанных с содействием фирмам в регистрации, лицензировании и использовании объектов недвижимости.
Проект, в рамках которого выходит предлагаемая книга, реализован коллективом в составе: В.В. Буева, С.С. Двуреченской, С.В. Мигина, А.М. Шестоперова, О.М. Шестоперова, А.О. Шеховцова и О.А. Щетинина. Л. Полищук выступал в качестве консультанта проекта и выполнил представленный в книге анализ коррупции в посредническом секторе. Руководство полевыми работами осуществлено И.А. Качановой.
Участники проекта выражают благодарность М.В. Пушкановой (Калининград), А.Е. Бойцовой (Великий Новгород), О.А. Изосимовой (Санкт-Петербург), А.Е. Долганову (Екатеринбург) и Л.С. Гальковой (Томска), оказавшим неоценимую помощь в сборе первичной информации и проведении опросов в регионах.
Коллектив проекта благодарит также председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму В.Г. Драганова, директора Департамента технического регулирования и туризму В.Г. Драганова, директоа Департамента технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ М.К. Глазатову, начальника аналитического управления Федеральной антимонопольной службы А.Г. Сушкевича, заместителя руководителя Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ О.А. Макарову, директора Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Министерства экономического развития и торговли РФ И.Н. Гречухина и заместителя директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли РФ П.В. Пустеленина, а также заместителя директора ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» Е.Г. Литвака за поддержку проекта и ценные рекомендации, сделанные в ходе исследования.
Коллектив проекта выражает искреннюю признательность Московскому общественному научному фонду и персонально его президенту В.Б. Беневоленскому, а также координаторам этой Программы О.О. Прасоловой и Е.И. Николаевой за ценные замечания и рекомендации в работе над проектом и каждодневную помощь, оказанную в реализации гранта.