Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Проведение анализа состояния инновационной инфраструктуры в городе Москве и разработка предложений по совершенствованию ее деятельности

Файлы

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Руководство проектом и научное редактирование текста: Шамрай А.А.

Авторы текста: Буев В.В., Костров А.В., Мигин С.В., Нехаев А.А., Соболь Д.В., Шамрай А.А.

Москва, 2005

Опубликовано в 2005 году

© 2005, авторские права принадлежат коллективу авторов.

Все права защищены.

Данное исследование проведено в рамках проекта АНО «НИСИПП» по заказу Московского фонда подготовки кадров.

Авторы выражают благодарность Ерошину М.М. (генеральному директору Московского фонда подготовки кадров), Желтову В.А. (МФПК), Мовсесяну О.В. (директору «Научного парка МГУ»), Витеру А.С. (заместителю директора Московского городского центра инноваций и высоких технологий), Гальковой Л.С. (Администрация Томской области), Соколовскому И.Э. (директору инкубатора инновационных технологий «Аккорд», г. Томск), а также всем экспертам в области инновационного предпринимательства, оказавшим содействие в подготовке отчета, высказавшим ценные замечания и предоставившим полезные материалы.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере

1.1. Основные типы объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в научно-технической сфере

Организации «макроуровня»

Организации «микроуровня»

Коммерческие институты, оказывающие финансовую поддержку малым предприятиям, занятым в инновационной сфере

Интернет-ресурсы, осуществляющие информационное и иное содействие развитию инновационного бизнеса

1.2. Основные выводы и рекомендации

Государственное регулирование предоставления государственной поддержки малым предприятиям в научно-технической сфере

2.1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей порядок предоставления государственной поддержки малым инновационным предприятиям

Нормативно-правовая база федерального уровня

Московская нормативно-правовая база

2.2. Регулирование предоставления финансовой поддержки малым предприятиям, занятым в инновационной сфере, и предложения по использованию новых механизмов предоставления финансовой поддержки

Обеспечение финансовой поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере

Предложения по совершенствованию действующих и внедрению новых механизмов предоставления финансовой поддержки за счет средств городского бюджета малым предприятиям, работающим в инновационной сфере

2.3. Основные выводы и рекомендации

Предложения по методологии проведения мониторинга исполнения городской целевой программы поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004–2006 годы

3.1. Методологические аспекты проведения мониторинга

3.2. Подходы к формированию системы показателей, характеризующих состояние и развитие малого инновационного предпринимательства

3.3. Методика проведения оценки деятельности подотчетного инновационного предприятия

3.4. Показатели эффективности деятельности объектов инфраструктуры

3.5. Основные выводы и рекомендации

Приложения

Приложение 1. Механизмы внешнего финансирования малого бизнеса

Приложение 2. Показатели финансового состояния ОАО «Московский фонд поддержки инноваций»

Приложение 3. Типовое соглашение о совместном финансировании инновационных проектов субъектов малого предпринимательства

Приложение 4. Принципы работы и основные программы поддержки малого инновационного бизнеса, реализуемые Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Приложение 5. Интервью с представителем ИТЦ «Научный парк МГУ»

Приложение 7. Кейс: опыт развития и функционирования бизнес-инкубатора в Академгородке г. Томска

Приложение 8. Опыт государственного стимулирования развития рынка венчурного финансирования в Израиле

Сведения об организации

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях все большего использования научно-технических новаций в производстве товаров и услуг, в том числе потребительского характера, все острее встают вопросы инновационной конкурентоспособности отдельных регионов и государств. Необходимым условием полноценного включения экономики России в международную систему разделения труда является активизация процессов научно-технологического обновления экономики, внедрения адекватных, соответствующих требованиям времени, технологий производства во всех секторах и отраслях народного хозяйства.

Мировой опыт демонстрирует, что основным производителем товаров и услуг, основным двигателем экономического развития, являются сектора малого и среднего предпринимательства – в большинстве развитых стран они формируют не менее половины валового выпуска экономики. Не является исключением с этой точки зрения и сектор инновационного предпринимательства, т.е. сегмент предпринимателей, использующий в процессе производства новейшие (высокие) технологии, или производящий высокотехнологичную продукцию.

Следует отметить, что финансирование малого бизнеса, особенно в инновационной сфере, характеризуется высокими рисками и не является привлекательным как для банковских учреждений, так и для традиционных инвестиционных компаний и частных инвесторов. В условиях несформированного рынка венчурного финансирования осуществление инвестиций в малые высокотехнологичные предприятия еще более теряет привлекательность. Опыт ряда зарубежных стран (в наибольшей степени – опыт Израиля) свидетельствует о том, что на этапе формирования рынка венчурного финансирования малого инновационного бизнеса желательна, а в ряде случаев необходима, государственная поддержка и вмешательство в различных формах – прямой и косвенной. С этой точки зрения принципиально важно выделить основные, наиболее эффективные инструменты воздействия на развитие сектора малого инновационного предпринимательства, доступные государству.

В рамках данного исследования нами анализировалась инфраструктура поддержки малых инновационных предприятий федерального уровня и инфраструктура, созданная в городе Москве. В соответствии с тематикой работы рекомендации, разработанные в результате анализа, в первую очередь относятся к Москве. При этом, однако, ряд рекомендаций носит общий характер, не учитывающий специфику региона, что обусловливает возможность их применения в других регионах.

Раздел 1 данного исследования посвящен описанию состояния инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства федерального и московского уровня, рекомендациям по модификации ее структуры и созданию дополнительных организаций (в том числе принципиально новых типов). В разделе 2 исследования рассматриваются вопросы нормативного регулирования предоставления государственной поддержки и возможные механизмы предоставления финансовой поддержки. Раздел 3 содержит рекомендации по методологии проведения мониторинга исполнения Городской целевой программы поддержки и развития малого предпринимательства в инновационной сфере на 2004–2006 гг. (г. Москва), которые применимы также при проведении мониторинга исполнения целевых программ, связанных с малым инновационным предпринимательством, фактически в любом отдельном регионе и на уровне государства в целом.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости