ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И УСТРАНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ,<br />РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ (EUROPEAID/114008/C/SV/RU)
Автор: Янис Филопулос
Москва, ТЕИС, 2005
Опубликовано в 2005 г.
© 2005, авторские права принадлежат Европейской Комиссии
Все права защищены.
Публикация, распространение или передача в любой форме всего издания или любой его части без предварительного письменного разрешения Европейской Комиссии запрещается.
Заявки на репродуцирование издания направлять по адресу:
Компания IMC Consulting Ltd., Россия, 124047, Москва, ул. Чаянова, д. 22, стр. 4
Данный сборник подготовлен Компанией IMC Consulting Ltd.
Итоги, заключения и интерпретация документов, включенных в данный сборник, принадлежат только авторам и не отражают политику или точку зрения Европейской Комиссии, а также организаций, в которых работают авторы.
СОДЕРЖАНИЕ
Краткое изложение
1. Роль государства в оценке риска
1.2. Надзорная роль
1.3. Управленческая роль
1.4. Важность проблемы риска в ЕС
1.5. Стратегический отдел Администрации Премьер-министра
1.6. Управление рисками
1.7. Основные концепции и термины управления рисками
1.8. Типы риска
1.9. Принятие решений по вопросам риска в странах ЕС
1.10. Учет риска в ключевых процессах принятия государственных решений
1.11. Формирование политики
1.12. Анализ государственных расходов
1.13. Бизнес-планирование
1.14. Управление проектами и программами
1.15. Оценка инвестиций
1.16. Операционный менеджмент
2. Институциональная основа оценки риска и управления рисками: рекомендации на основе примеров различных стран ЕС
2.2. Место центрального правительства в системе оценки риска и управления рисками
2.3. Кризисы
2.4. Риски в связи с реализацией проектов и программ
2.5. Риски в связи с отчетностью
2.6. Активная поддержка центральным правительством деятельности по развитию оценки риска
2.7. Основные рассмотренные вопросы
2.8. Совместная работа ведомств — сетевое взаимодействие и экспертная оценка
Приложения
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Процесс дерегулирования экономики — один из важнейших аспектов перехода к рыночно ориентированной экономике. Благодаря дерегулированию снижается негативное воздействие чрезмерного вмешательства государства и одновременно усиливаются рыночные механизмы. В связи с этим ускорение процесса дерегулирования российской экономики является приоритетной задачей.
Страны ЕС обладают значительным опытом проведения реформ по дерегулированию экономики и по освобождению предпринимателей от сложных административных процедур государственного регулирования. Данный проект, основанный на лучшей практике ЕС, ставит своей целью содействие реформам по дерегулированию и устранению существующих в стране административных барьеров путем формулирования рекомендаций для основных бенефициаров проекта, в особенности МЭРТ (Министерства экономического развития и торговли), относительно методов устранения существующих негативных аспектов административных барьеров и усиления положительного воздействия процесса реформ.
Процесс дерегулирования в ЕС на данный момент характеризуют следующие факторы:
(I) Использование так называемого «нового глобального подхода», обеспечивающего соответствие техническим стандартам (регламентам).
(II) Выбор странами ЕС подходящей процедуры оценки соответствия с расчетом возможных рисков и соответственно, возможных методов защиты.
(III) Положение ЕС о вариантах технических стандартов для различных торговых партнеров, чтобы обеспечить требуемые условия для свободной торговли.
(IV) Гармонизация процедур оценки соответствия, предписываемых различными Директивами ЕС.
(V) Внедрение системы профессиональной сертификации и аккредитации.
(VI) Формирование системы технического регулирования.
(VII) Отбор примеров лучшей практики среди государств ЕС по оценке различных рисков и применение общих методов в сферах профессиональной гражданской ответственности, оценки риска и защиты потребителей.
На этом фоне главной темой настоящей работы будет описание механизмов формирования политики оценки рисков и применение этих механизмов в условиях ЕС. Цель работы состоит не в теоретическом изложении понятия оценки риска, а в том, чтобы предложить бенефициарам проекта методические инструменты, которые помогут им облегчить бремя регулирования для российских предпринимателей путем внедрения рыночных механизмов как альтернативы государственному регулированию и административным барьерам за счет модернизации экономических структур и принятия Российской Федерацией лучшей практики ЕС в области оценки риска.
Особое внимание в работе уделяется:
- Роли государства в оценке риска, т.е. роли регулирования, надзора и управления.
- Стратегической важности оценки риска для правительств стран ЕС, что отражается в их политике и находится в центре внимания при принятии стратегических решений.
- Институциональной основе оценки риска с рекомендациями относительно того, как бенефициары могут реализовать такую систему.
И, наконец, описанию различных примеров европейской практики по данному вопросу, особенно в сфере осуществления проектов и программ, в том числе практики Великобритании по межведомственной оценке риска, германской модели оценки риска и целого ряда технических анкет, используемых различными министерствами стран ЕС в контексте оценки риска.