Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Развитие программы микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области

(Из материалов VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления»,
состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации)


Программа микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области реализуется в соответствии с Законом об областной целевой программе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области» на 2003-2005 годы от 16.04.2003 г. и Постановлением администрации Оренбургской области №156-п «О выделении средств для микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области» от 7.10.2002 года.

Финансовые источники

Для финансирования программы использовались финансовые средства полученные на возвратной основе от Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, Финансового управления Оренбургской области и ОАО «Банк Оренбург». В том числе:

N п/п

Кредиторы Фонда

Дата заключения договора

Сумма, полученного кредита (тыс.руб.)

Дата возврата кредита

Кол-во профинан-
сированных Фондом проектов

Сумма профинан-
сированных Фондом проектов

1

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства

2002

900

2004

8

900

2

Финансовое управление Оренбургской области

2002

3000

2004

55

6545

3

ОАО «Банк Оренбург» (переходящие от Финансового управления)

2004

3000

2007

21

3000


1) Договор финансирования с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательств № 28РП-39/2002 от 22 января 2002 г. на срок 24 месяца в сумме 900000 рублей под гарантию Администрации Оренбургской области. Заемные средства возвращены Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства 16 марта 2004 года. Претензий со стороны Федерального фонда поддержки малого предпринимательства нет.

2) Соглашение с Финансовым управлением Оренбургской области о предоставлении бюджетного кредита для реализации инвестиционного проекта от 31 декабря 2002 г. на срок 24 месяца в сумме 3000000 рублей. Бюджетный кредит погашен 11 августа 2004 года. Претензий со стороны Финансового управления Оренбургской области нет.

3) Кредитный договор с ОАО «Банк Оренбург» № 100/00396инв от 07 июля 2004 г. со сроком погашения 06 июля 2007 г. в сумме 3000000 рублей под гарантию Администрации Оренбургской области.


О ходе реализации программы

За период с 10.01.03 по 01.04.05 гг., в целях участия в Программе микрокредитования субъектов малого предпринимательства в Оренбургской области в Фонд обратилось 562 субъекта малого предпринимательства.

Из них 109 юридических лиц (по организационно-правовой форме: обществ с ограниченной ответственностью – 97, закрытых акционерных обществ – 6, открытых акционерных обществ - 2 КФХ – 4), 453 частных предпринимателей без образования юридического лица.

Из обратившихся 284 человека мужчины и 278 женщины.

У 232 обратившихся субъектов малого предпринимательства (из них 184 – частные предприниматели без образования юридического лица, 48 – юридические лица, в том числе: 40 – ООО, 5 – ЗАО, 2-ОАО и 1-КФХ) Фонд принял полностью подготовленные документы для экспертизы и вынесения на Конкурсную комиссию.

На 01.04.2005 года состоялось 10 заседаний Конкурсной комиссии, на которых было рассмотрено 186 заявок субъектов малого предпринимательства. По 159 из них (или 85,5%) было принято положительное решение

На 01.04.2005 года Фондом профинансировано 128 субъектов малого предпринимательства на общую сумму 15995,0 тыс. рублей, в том числе:

- 96 индивидуальных предпринимателя без образования юридического лица на сумму – на сумму 11585,0 тыс. рублей;

- 32 юридических лиц – на сумму 4410,0 тыс. рублей.

Направления деятельности профинансированных субъектов малого предпринимательства представлены в таблице.

Вид дея-
тельности

Кол-во проектов

% к ито-
гу по торговле

Вид дея-
тельности

Кол-во проектов

% к ито-
гу по торговле

Вид дея-
тельности

Кол-во проектов

% к ито-
гу по торговле

Торговля в т.ч.:

.

.

Услуги в т.ч.:

.

.

Производство, в т.ч.:

.

.

продуктами питания

24

28,2

бытовое обслуживание населения

8

32

строительство

3

16,7

одеждой

26

30,6

пассажирские перевозки

3

12

растение-
водство

4

22,2

бытовой химией

4

4,7

общественное питание

3

12

животно-
водство

1

5

медицинскими препаратами

4

4,7

грузоперевозки

2

8

безалко-
гольных напитков

1

5,5

семена, цветы

4

4,7

ремонт автомобилей

2

8

переработка с/х продукции

4

22,2

автозапчастями

1

1,2

выставочные и консалтинговые

2

8

продуктов питания

3

16,7

промышленно-бытовой продукцией

13

15,3

гостиничные

1

4

дерево-
обраба-
тывающие

2

11,2

отделочными материалами

4

4,7

типографские

2

8

.

.

.

прочие

5

5,9

прочие

2

8

прочие

0

0

Всего по торговле:

85

66,4

Всего по услугам:

25

19,5

Всего по
произ-
водству:

18

14,06

ИТОГО:

128

100,00%

71,9% профинансированных субъектов малого предпринимательства зарегистрированы в городах Оренбургской области (Оренбург, Орск, Сорочинск, Новотроицк), оставшиеся 28,1% - в сельских населенных пунктах Оренбургской области (Оренбургский, Тоцкий, Сакмарский, Сорочинский, Красногвардейский, Асекеевский, Соль-Илецкий, Гайский, Саракташский, Александровский, Шарлыкский и Матвеевский районы).

27 проектов прошли экспертизу и в ближайшее время будут представлены на рассмотрение конкурсной комиссии.

На 01.04.05 г. все профинансированные субъекты малого предпринимательства имеют расчетные счета в банках через которые осуществляются все операции по микрокредитованию.

О некоторых аспектах социально-экономической эффективности реализации программы микрокредитования

  1. По проектам, профинансированным в рамках программы микрокредитования, создано 164 новых рабочих места и сохранено 640 рабочих мест.

  2. Коэффициент оборачиваемости денежных средств по программе микрокредитования за 1 год и 9 месяцев превышает 3, то есть если в обороте находились 3000 тыс. рублей, то Фонд выдал кредитов на 10000 тыс. рублей.

  3. Выполнение программы само по себе становится одним из условий легализации «серого» или «теневого» бизнеса в регионе, так как само участие в конкурсе на получение предполагает:

    во-первых: прозрачность отношений между кредитором и заемщиком.

    В ходе подачи документов на получение микрокредита предприниматели обращаются во все властные структуры (налоговые инспекции, регистрационные органы, банки) для постановки на учет (в случае необходимости) и подтверждения отсутствия задолженности перед государством и финансово-кредитными учреждениями.

    во-вторых: по оценкам экспертов около 60% субъектов малого бизнеса работают вне связи с финансово-кредитными учреждениями (в нашем конкурсе на момент обращения из 84 принятых к финансированию проектов 41 имели расчетные счета в банка, т.е. 48,7%, 43 субъекта или 51,3% расчетных счетов не имели) то есть в количественном выражении около 30 тыс. субъектов малого предпринимательства в той или иной мере можно отнести к сфере охватываемой так называемым «серым» бизнесом, где связи с государством, обществом в лучшем случае носят разовый характер. По условиям программы микрофинансирования все финансовые операции совершаются через банк. Поэтому в рамках реализации программы были вновь открыты 43 расчетных счета, из них в банке «Оренбург» - 10, банк «Форштадт» - 9, СБ РФ – 7 и т.д.

    В среднем за открытие и обслуживание одного договора займа на 150 тыс.руб. банки получают в течение года доход от 3500 до 6000 рублей.

  4. Положительным итогом взаимодействия Фонда и клиента – субъекта малого предпринимательства является возможность создания нормальной кредитной истории дающей возможность предпринимателю дальнейшей самостоятельной работы с банком.

  5. Нормальное экономическое развитие любого субъекта малого бизнеса не возможно без создания страхового поля, из которого возмещаются убытки, связанные с имущественными интересами страхователей. Именно поэтому все заемщики участвуют в страховании своих рисков, при чем большинство впервые, всего в рамках программы микрокредитования заключено 88 договоров страхования. Всего застраховано 27 наименований автотранспорта, 2 объекта недвижимости, 12 – наименований оборудования, 33 – товар в обороте и 14 субъектов малого предпринимательства застраховали личное имущество. Общая сумма страховых полисов составляет 15 786 тыс.руб., а общая сумма страховых взносов превысила 300 000 рублей.

  6. Через реализацию программы микрокредитования крупный бизнес (банки, страховые компании) привлекается для работы с малым бизнесом, что, в конечном счете, повышает устойчивость и того и другого.


Необходимость развития программы микрофинансирования малого бизнеса

Развитие данной программы позволит решить вопрос доступа к легальным финансовым ресурсам субъектам малого предпринимательства, которые стремятся развивать свой бизнес, но не имеют кредитной истории, не располагают достаточным объемом имущества, для предоставления банкам полноценного (по банковскому законодательству) обеспечения возврата кредита.

По экспертным оценкам по области нуждаются в программе микрофинансирования от 1500 до 2000 субъектов малого бизнеса, общая емкость финансового рынка составляет более 100 млн.рублей.

Кадровый потенциал и технические возможности областного фонда поддержки малого предпринимательства позволяют в течение 2005 года освоить до 30 млн. рублей с охватом 500-600 субъектов малого бизнеса. 15 млн. рублей имеется возможность выделить из областного бюджета в 2004 и 2005 годах. Остальные 15 млн. рублей необходимо привлечь под гарантии администрации области, у местных финансово-кредитных учреждений. Для этого потребуется открыть представительства областного фонда в г.Орске и г.Бузулуке и охватить этой работой все города и районы области.

Дальнейшее развитие данной программы позволит органам власти провести работу по легализации «серого» бизнеса в регионе со скоростью до 1000 субъектов малого бизнеса в год. Создавать до 1000 и сохранять 2000-3000 рабочих мест в год. Создать реальный нефинансовый инструмент содействия развитию местных банков, посредством привлечения новых клиентов из числа предпринимателей на легальный финансовый рынок, а также решить проблему с получением финансовых ресурсов малым бизнесом через создание множества новых кредитных историй.

Работа по легализации малого бизнеса актуальна, еще и потому, что, начиная с 2006 года, единый налог на вмененный доход будет полностью зачисляться в бюджеты муниципальных образований, а налоговые выплаты малого бизнеса работающего по упрощенной системе на 100% будут зачисляться в областной бюджет.

При этом достигаются цели, соответствующие стратегии социально-экономического развития Оренбургской области:

- происходит насыщение товарных рынков, создаются новые рабочие места;

- расширяется система финансовых услуг для малого бизнеса, обеспечивается их доступность;

- повышается инвестиционная активность и увеличивается объем привлеченных средств инвесторов в приоритетные для области направления деятельности субъектов малого предпринимательства;

- создается действенный механизм вывода малого бизнеса из «теневой» экономики.

Вячеслав Иванович Склонюк
президент Оренбургского областного
фонда поддержки малого предпринимательства

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости